Авто

Цифровые счётчики пассажиров в новых электричках помогут бороться с «зайцами», – Зотов

12 сентября 2019, 12:47 — Новости транспорта

Благодаря оснащению новых электропоездов «Иволга» цифровыми счётчиками пассажиров в дверях вагонов можно не только видеть реальную статистику пассажиропотока, но и точное число «зайцев». Благодаря подобной технологии можно решить проблему финансирования пригородных перевозок в регионах России. Об этом рассказал председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов в интервью изданию «Комменсантъ».

«Общероссийское объединение пассажиров занимается защитой прав пассажиров на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры: мы выявляем места и ситуации, где граждане сталкиваются с проблемами при пользовании общественным транспортом. Мы сами собираем и обращения, и жалобы пассажиров, анализируем их и обнаруживаем те пробелы в нормативной базе, в которые можно принять поправки и этих жалоб в будущем избежать. Далее с этими предложениями мы обращаемся в органы законодательной и исполнительной власти, которые заинтересованы в улучшении качества проезда людей в общественном транспорте», – рассказал Зотов.

Он также сообщил, что конце августа на железнодорожном салоне «ЭКСПО 1520» было подписано соглашение о сотрудничестве ООП с крупнейшим производителем железнодорожной техники «Трансмашхолдингом». Вместе организации займутся повышением качества пассажирского подвижного состава.

По словам Зотова, ключевая проблема электричек – это изношенность подвижного состава.

«У пассажиров нет ощущения безопасности в старых поездах, там не обеспечивается комфортный проезд, и на это люди жалуются больше всего. В то же время, как только на линиях появляются новые современные поезда, такие как «Иволга», на пригородный транспорт приходят те пассажиры, которые раньше пользовались автомобилем. Они поняли, что на электропоезде можно добраться быстрее и легче. Они знают, что эта поездка пройдет в комфортных условиях, в пути все время будут связь и интернет, а цена на билет далеко не самый главный фактор. По нашим оценкам, этот дополнительный оплаченный трафик составляет 10–12% от общего пассажиропотока на пригородных поездах», – отметил глава ООП.

Второй важной проблемой, по его словам, является отсутствие адаптации платформ для маломобильных пассажиров.

«Причём мы обнаружили, что оснащение платформ обычными пандусами принципиально меняет условия проезда для массы других пассажиров: родителей с детскими колясками, людей, которые едут с чемоданами в аэропорт или на вокзал, пенсионеров, пассажиров с велосипедами. Платформа сразу становится удобнее для всех этих категорий граждан, а не только для людей с ограниченными возможностями», – заметил Зотов.

Третья по значимости проблема — вопросы оплаты проезда и тарифная политика. Зачастую, по мнению эксперта, цена действительно не соответствует тому качеству, которое предоставляется в пригородных поездах.

«Ну и, конечно, это вопросы развитости маршрутной сети. Если для московского узла это не так актуально, то в регионах проблема транспортной доступности населенных пунктов, и в частности проблема недостаточности пригородного сообщения, сейчас одна из самых острых. Зачастую у людей нет никакой альтернативы», – констатировал председатель ООП.

В то же время он отметил, что есть и положительные изменения.

«Например, в некоторых субъектах федерации дети с 5 до 7 лет пользуются пригородным транспортом бесплатно, где-то введена скидка 50%, а в отдельных областях и вовсе никакой скидки нет: дошкольники ездят по полному тарифу. Мы обратились в профильные министерства с тем, чтобы эту ситуацию выравнять на территории всей России, и сейчас в Минтрансе России обсуждаются документы о распространении единой скидки для детей во всех регионах РФ. Пусть это будет не 100%, как мы предлагали, а 75%, но, на наш взгляд, это очень важно. Понятно, что дети в таком возрасте не ездят в одиночку, их родители — это дополнительные клиенты для пригородного перевозчика. А у тех регионов, где была 100-процентная компенсация проезда, высвобождаются дополнительные средства, которые могут быть потрачены на приобретение новых поездов», – рассказал Зотов.

При этом он уверен, что «системность» проблемы, связанной с тем, что на новые современные поезда в региональных бюджетах нет денег, состоит скорее в том, что огромное число пассажиров не оплачивает проезд.

«Только по официальным данным, по всей стране электричками в год пользуются более 1 млрд пассажиров, при этом количество безбилетников может составлять до 30%. По нашим оценкам, реальная цифра объема перевезенных пассажиров значительно больше. В ряде регионов мы проводили подобные исследования и получали цифры, в разы превосходящие официальную статистику. Фактические перевозки были в десятки раз выше, чем количество проданных билетов. Это колоссальная дыра в бюджете пригородных перевозчиков и регионального бюджета, который вынужден покрывать эти убытки», – рассказал Зотов.

В качестве решения этой проблемы он предложил использовать некоторые цифровые решения.

«Самое элементарное — это установка счетчиков пассажиров непосредственно на дверях вагонов, что уже делается в современных поездах, например в «Иволге». В связи с тем, что сейчас мы имеем статистику проданных билетов, а не количество реально перевезенных пассажиров, перевозчик фактически лишен возможности управлять этим процессом. А вот в Москве на наземном общественном транспорте с помощью этой технологии пришли к очень хорошим результатам. Если количество перевезенных пассажиров не соответствует количеству проданных билетов на маршруте, на него сразу выходит контроль. После трех дней контрольных мероприятий этот маршрут можно три месяца не проверять, поскольку оштрафованные граждане начинают соблюдать закон и оплачивать проезд. В результате москвичам вернули прежнюю систему добровольной оплаты проезда: турникетные системы в автобусах и троллейбусах отменены, пассажирам стало проще пользоваться общественным транспортом, подвижной состав меньше времени тратит на остановках для входа и выхода пассажиров и работает эффективнее», – заключил глава ООП.

Ранее сообщалось, что ТМХ и Объединение пассажиров подписали соглашение о сотрудничестве.

Editor

Поделиться
Опубликовано
Editor

Последние статьи

Генеральный директор ОАО “Российские железные дороги” Олег Белозеров о том, что беспокоит пассажиров и перевозчиков

Как не стать "зайцем" в электричке? Сколько в цене рыбы составляют расходы на дорогу? Когда…

8 лет назад

Первый заместитель генерального директора Московского речного пароходства Андрей Косыгин: «Надеемся объединить людей, связанных с яхтами»

Когда в 2006 году мы создавали нашу ассоциацию, было понятно, что в России не существует…

8 лет назад

Что нельзя проносить пассажирам на борт теплохода?

Перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки в виде ручной клади и багажа на пассажирских…

8 лет назад

Генеральный директор «Мосгортранса» Евгений Михайлов о безопасности пассажиров на трамвае, троллейбусе, в автобусе

Ю. БУДКИН: Это радиостанция «Говорит Москва». Сегодня вторник, 22 марта. В студии Юрий Будкин. Наш…

8 лет назад

Машинистов МКЖД обучат общению с пассажирами

По словам исполняющего обязанности начальника Московской дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» Евгения Тимофеева, организация работы…

8 лет назад

Министр транспорта РФ Максим Соколов: «Географические особенности России должны стать ее конкурентными преимуществами»

Министр транспорта РФ Максим Соколов видит Россию как транспортную державу с большим потенциалом. Он рассказал…

8 лет назад