Автор:

«Будущее железной дороги» обсудили в Индии

Новости транспорта

Доклад «Будущее железной дороги», представленный Международным энергетическое агентством (МЭА) и Международным союзом железных дорог (МСЖД), обсудили в Нью-Дели, – сообщает “Гудок” .

Как указывается, в докладе рассматриваются два сценария развития отрасли до 2050 года – базовый и перспективный. Первый учитывает уже заявленные проекты развития железнодорожной инфраструктуры ведущих стран, а перспективный предлагает существенно их расширить, чтобы сделать отрасль привлекательнее для потребителей.

По данным агентства, сейчас железнодорожный транспорт выполняет 8% пассажирских и 7% грузовых перевозок в мире, потребляя при этом лишь 2% энергии, используемой транспортом. На железнодорожные перевозки тратится менее 0,6 млн баррелей нефти в день (около 0,6% мирового потребления) и около 290 тераватт-часов электроэнергии (более 1% мирового потребления). На них приходится порядка 0,3% прямых выбросов углекислого газа в результате сжигания ископаемого топлива и такая же доля выбросов мелкодисперсных твёрдых частиц. Железные дороги гораздо экологичнее других видов транспорта. Если бы все действующие железнодорожные перевозки выполнялись автомобилями, потребление нефти транспортом выросло бы на 8 млн баррелей (15%), а выбросы парниковых газов – на 1,2 млрд тонн, отмечает издание.

Сейчас 90% мировых пассажирских железнодорожных перевозок приходится на Индию (39%), Китай (27%), Японию (11%), Европу (9%), Северную Америку и Россию (4% совокупно). Приблизительно три четверти из них, не считая высокоскоростных магистралей, используют электричество, оставшаяся четверть – дизельное топливо.

Базовый сценарий развития предполагает возрастание ежегодных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру к 2050 году до $315 млрд. На первое место выйдут городские сети поездов, пассажиропоток которых вырастет в 2,7 раза по сравнению с нынешним уровнем. Высокоскоростные магистрали, как ожидается, будут перевозить в три раза больше людей в Китае, на 85% больше в Японии и на 66% – в Европейском союзе.

Отмечается, что стремительное развитие железнодорожного транспорта может привести к остановке роста транспортных выбросов углекислого газа в конце 2030-х годов. Тогда к 2050 году объём потребляемой нефти будет на 10 млн баррелей в день ниже, чем в базовом сценарии, а выбросы парниковых газов и мелкодисперсных частиц – на 0,6 млрд тонн и 220 тыс. тонн соответственно.

По мнению исполнительного директора МЭА Фатиха Бирола, железнодорожный транспорт способен изменить энергопотребление в отрасли и существенно снизить объёмы вредных выбросов. Этого можно достичь за счёт повышения эффективности на наиболее востребованных маршрутах.

«Преимущества железнодорожного транспорта распространяются на экономические и социальные сферы – при правильном проектировании и эксплуатации железнодорожные системы могут быть очень конкурентоспособными по важнейшим показателям: скорости, удобству, надёжности и стоимости», – приводит “Гудок” вывод руководителя МЭА.

Ранее сообщалось, что городские электрички нового поколения запустят в Красноярске к Универсиаде.