Продажи автомобилей в России снизились на 10% из-за дефицита новых машин
Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в июле снизился примерно на 10%, как следует из статистики по основным игрокам сегмента (по итогам полугодия на них приходилось почти 75% всех продаж). Причем, в июне продажи были в уверенном плюсе: рынок рос на 28,7%, до 157,8 тыс. штук, сообщали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Из игроков рынка официально свои продажи уже раскрыл АвтоВАЗ: в июле реализация бестселлера Lada выросла на 2,7% (с учетом Niva рост на 1%). Это очень скромная динамика, учитывая то, что в июне бренд показывал двузначный рост в процентах (на 43%). На продажи Lada по итогам полугодия приходилось 23% рынка.
Причины такой динамики – высокая база июля 2020 года в сочетании с дефицитом машин. Тогда рынок после пандемических ограничений резко вернулся к росту (на 6,8%), хотя еще в июне показывал падение на 23,3%. Улучшению ситуации тогда поспособствовали отложенный спрос, ослабление рубля и господдержка.
Теперь же производители автомобилей продолжают испытывать проблемы из-за дефицита полупроводников и запасных частей. «Их нехватка влияет на весь рынок новых автомобилей, но в большей степени касается моделей с самым современным уровнем мультимедиасистем, технически наиболее сложных»,— говорит председатель правления дилера «Авилон» Андрей Павлович. Скорее всего, заметного улучшения ситуации можно ожидать только ближе к концу года, полагает он. При этом дефицит не позволяет дилерам продать больше автомобилей, являясь сдерживающим фактором для рынка, но параллельно он также способствует повышению интереса покупателей во всех сегментах, заключает дилер.
Гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский говорит и о влиянии другого фактора: «Сезон отпусков меняет приоритеты клиентов и снижает контрактование, но это временная ситуация». Динамика рынка сейчас полностью в руках импортеров и в целом будет разнонаправленной, отмечает он, говоря о наибольших сложностях с доступностью автомобилей Mini: «Мы предлагаем клиентам контрактование в следующем году, так как надеемся, что к этому времени часть проблем разрешится».
АЕБ ожидала замедления темпов продаж во втором полугодии: обновленный в июле годовой прогноз предполагает рост рынка на 9,8% (почти до 1,8 млн машин), но по итогам шести месяцев рынок вырос на 36,9%. Если этот прогноз реализуется, авторынок может уже в 2021 году полностью отыграть влияние пандемии и вернуться к показателям 2019 года.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает: если в 2020 году с июля начал реализовываться накопленный за время ограничений спрос, то в этом году уже перетягивается спрос будущих периодов. В оставшиеся месяцы 2021 года на продажи будет влиять высокая база, а также тот факт, что основное повышение цен уже пройдено и на этом фоне интерес к сиюминутной покупке снижается. По прогнозу господина Беспалова, по итогам года рынок вырастет на 5%. Сергей Удалов из «Автостата» ожидает такой же динамики и говорит, что на рынке будет все меньше клиентов, которые хотели приобрести автомобиль, но не сделали этого. Он полагает, что более оптимистичный прогноз АЕБ, вероятно, основан на возможностях производства.