За задержку рейса пассажирам заплатят из страхового фонда
В Госдуму поступило предложение использовать будущий компенсационный фонд авиаперевозчиков для возмещения ущерба за просроченные вылеты.
На прошлой неделе председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил профильному комитету подготовить пакет мер по совершенствованию законодательства в сфере авиаперевозок, чтобы не допустить повторения ситуации с «ВИМ-Авиа». Ожидается, что поправки представят на заседании Комитета Госдумы по транспорту 10 октября, а в их основу ляжет инициатива Росавиации по внедрению в отрасль системы обязательного страхования.
По словам главы Росавиации Александра Нерадько, страховой сбор в 10 рублей с каждого авиабилета будет практически неощутим для пассажира и позволит создать резерв на 1 миллиард рублей. За счёт этих средств планируется вывозить застрявших в аэропортах клиентов обанкротившейся авиакомпании.
Более тысячи задержек только летний сезон
Предложения Минтранса появились на фоне проблем у авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая 26 сентября фактически остановила полеты из-за финансовых проблем. За рубежом в это время оставались около 40 тысяч пассажиров, которых пришлось вывозить в том числе и за счёт госбюджета. Однако массовые задержки полетов «ВИМ-Авиа» начались ещё в конце мая. По закону пострадавшие от непунктуальности авиакомпании вправе рассчитывать на компенсации.
Как рассказал «Парламентской газете» зампред Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик должен уплатить штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час задержки вылета, но не более чем пятьдесят процентов от стоимости билета. Правда, компания может и не платить, если докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
«Только по итогам сентября «ВИМ-Авиа» совершила задержку 15 рейсов более 5 часов, — приводит данные Илья Зотов. — К этому времени у компании уже накопились крупные финансовые задолженности перед контрагентами, которые перевозчик не может выплатить. В связи с этим и обязательства перед пассажирами по выплате компенсаций, которые по меньшей мере могут составлять более 10 миллионов рублей, исполнить также не представляется возможным».
Вместе с тем, задержки вылетов стали очень распространённым явлением, и в нынешний отпускной период от этого страдали не только пассажиры «ВИМ-Авиа». По данным Федерального агентства воздушного транспорта, с 1 мая по 1 сентября 2017 года с задержкой более 2 часов вылетели 1137 рейсов: за май — 204 рейса, июнь — 327, июль — 396, август — 210.
«Люди оплатили стоимость перелёта, все налоги и сборы и оказались в совершенно постыдном положении — с детьми, без всякой помощи, на полу в аэропорту, — рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. – Если контрольно-надзорные органы прошляпили надвигающийся на «ВИМ-Авиа» коллапс, то государство должно нести бремя ответственности. Либо это, действительно, должен специальный компенсационный фонд, чтобы решать подобные ситуации оперативно, без дополнительных расходов из бюджета».
Расширить функционал будущего фонда
По словам зампредседателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, чтобы защитить права потребителей услуг авиаперевозчиков, оказавшихся на грани банкротства, необходимо внести поправку в Воздушный кодекс.
«Считаем важным, дополнить статью 120 Воздушного кодекса РФ подпунктом с формулировкой: «В случае обстоятельств невозможности перевозчика нести финансовые обязательства перед пассажиром за просрочку доставки, компенсация выплачивается из средств Страхового фонда пассажиров», — пояснил он, добавив, что такое предложение общественники направили в профильный комитет Госдумы
Как рассказал «Парламентской газете» член думского комитета по транспорту Александр Старовойтов (ЛДПР), законодатели сейчас собирают все возможные инициативы, чтобы потом предложить исчерпывающий комплекс мер по повышению контроля и устойчивости авиаотрасли.
«Создание компенсационного фонда считаю правильной инициативой, но боюсь, что пока мы будем его создавать, можно потерять другие авиакомпании, которые уже находятся в зоне риска, — полагает депутат. — По критериям Росавиции, у нас сегодня тринадцать компаний относятся к последней, четвёртой категории риска и три — к третьей. В третьей группе, напомню, была и «ВИМ-Авиа».
Парламентарий также отметил, что готов поддержать инициативу Общероссийского объединения пассажиров.
«Необходимо расширить функционал фонда: не только помогать перевозчикам довезти пассажиров, но и компенсировать моральные и материальные издержки, которые понесут граждане в результате невыполнения или частичного выполнения своих обязательств обанкротившейся компанией», — подчеркнул он.
Источник: pnp.ru