Железнодорожный переезд должен стать безопасней
Всем известно, что одним из самых опасных мест на дороге является железнодорожный переезд: ежегодно здесь гибнет большое количество водителей и пассажиров транспортных средств, пешеходов. Что можно и нужно сделать для улучшения ситуации обсудили 13 апреля участники круглого стола «Безопасность на железнодорожных переездах: законодательное регулирование, новые технологические решения для предупреждения аварий», прошедшего в Издательском доме «Гудок».
Центром дискуссии стало обсуждение инициативы ОАО «РЖД» по оборудованию железнодорожных переездов устройствами фото- и видеофиксации, в том числе на условиях концессии, и внесение соответствующих изменений в транспортное законодательство.
По словам главного инженера Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Александра Кошкина, 30 марта в Правительстве РФ прошло заседание экспертной группы по вопросам ужесточения наказаний за нарушение правил дорожного движения водителей транспортных средств, поскольку большинство происшествий происходит по их вине. По статистике – это 200-250 случаев в год. По итогам встречи было принято решение поддержать все общественные инициативы и принятие соответствующего нормативно-правового акта, устанавливающего уровень ответственности за нарушение ПДД при пересечении железнодорожных переездов. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.
Кроме этого, главный инженер отметил, что железнодорожные переезды необходимо обустраивать средствами фото- и видеонаблюдения, а также активизировать пропаганду правил безопасного поведения на железнодорожных путях. По словам Кошкина, в ОАО «РЖД» в этом направлении ведется активная работа – сотрудники Департамента безопасности посещают школы и проводят разъяснительную, информационную работу для детей и взрослых.
Начальник отдела безопасности на железнодорожных переездах ЦДИ ОАО «РЖД» Владимир Цой привел данные статистики по ДТП на железнодорожных переездах. Так, по сравнению с 2013 годом, количество аварий снизилось на 33 случая. Всего в 2015 году произошло 240 ДТП – в результате которых пострадало 197 человек, погибло 49. Также эксперт рассказал о технической оснащенности переездов: 8234 (76%) переездов оборудованы автоматической переездной сигнализацией; на 222 – стоят системы видеонаблюдения, а видеокамеры есть на 55; 74 переезда на высокоскоростном направлении оборудованы противотаранными устройствами и 1827 (79%) пункта с дежурными работниками оборудованы заграждениями.
Кроме этого, представитель ЦДИ затронул тему недостаточного количества путепроводов.
«Количество переездов, исчерпавших свою пропускную способность, ежегодно увеличивается. Проблема обеспечения безопасности движения на пересечениях автомобильных дорог и железнодорожных путей может быть полностью решена при строительстве автодорожных путепроводов. Однако их строительство ведется низкими темпами и явно отстает от потребностей», – сказал Цой.
По мнению директора Уральского отделения ВНИИЖТ Александра Белоногова, во многом ситуация усугубляется из-за низкой дисциплинированности водителей. Существенно повысить безопасность движения поездов можно, применив систему ситуационного контроля (ССК), представляющую собой «черный ящик» переезда. Это позволит непрерывно вести наблюдение за ситуацией через интернет и регистрировать работу систем безопасности, а также фиксировать факты нарушений ПДД, считает Александр Белоногов.
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков считает, что решение данной проблемы должно быть комплексным.
«Необходимо ужесточение санкций за нарушения правил дорожного движения на железнодорожных переездах, которое будет заключаться не только в повышении штрафов, но и введении административного ареста нарушителей до 15 суток», – отметил Антон Цветков.
В то же время, по его мнению, важно совершенствовать и меры технологического характера. «Это недёшево, но нужно искать пути оптимизации расходов и внедрять современные технические решения. Другого пути нет, человеческие жизни нельзя оценивать в денежных суммах», – отметил он.
Все это требует детальной проработки и «конкретных действий». В связи с этим эксперт выдвинул предложение собрать коллегию и сформировать четкую «дорожную карту» решения проблемы, чтобы прийти к реальному результату.
Заместитель начальника Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД» Виктор Аверков поднял в своем выступлении проблему ограниченности закона о концессии.
«В Аппарате Правительства сейчас есть законопроект, который обязывает оборудовать все железнодорожные переезды системами фото- и видеофиксации, причем относится это к сфере компетенций владельца путей. ОАО «РЖД», в свою очередь, неоднократно направляло в органы власти свои предложения, в числе которых принятие нового законодательного решения, и включение переездов в закон о концессии», – объяснил Аверков.
Таким образом, по его словам, можно будет передать подрядной организации установку оборудования на переездах и в качестве платы отдавать процент с каждого штрафа.
Руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук в качестве одного из конкретных решений проблемы безопасности на местах пересечения дорог предложил увеличение количества двухуровневых переездов. Причем эксперт уточнил, что в местах массовой жилищной застройки финансирование должно быть целиком на региональных властях. По его словам, с застройщиками нужно вести активную работу и разъяснять, что жильё с хорошо развитыми транспортными коммуникациями стоит гораздо дороже.
Отдельно Владимир Савчук рассказал об успешном зарубежном опыте проведения профилактики аварий на переездах: в Эстонии этим занимается общественная организация, представители которой посещают транспортные предприятия, образовательные учреждения, находящиеся вблизи переездов, и проводят разъяснительную работу. В результате у граждан с самого детства сформировано правильное отношение и нормы поведения на дороге.
Все участники отметили, что хотя проблема обеспечения безопасности в местах пересечений автомобильных и железных дорог остро стоит уже не первый год, работа по ее решению приносит положительные результаты. Однако для более качественного эффекта нужно следовать в ногу со временем, оснащать переезды современными техническими системами безопасности и действовать при этом с учетом интересов всех участников процесса.