Автор:

Десятки российских пилотов остались без работы из-за проблем с дипломами

Новости транспорта

По результатам прокурорской проверки прошлогодней катастрофы самолёта Ан-148 в Подмосковье оказалось, что погибший в авиакатастрофе второй пилот получил свидетельство об окончании Южно-Уральского государственного университета, который не имел сертификата авиационного учебного центра, а также утверждённой Росавиацией программы подготовки. Десятки пилотов по всей стране после этого также лишились своей работы из-за того, что имели аналогичные свидетельства. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Накануне генпрокурор Юрий Чайка заявил, что с 2017 года по результатам принятых мер от выполнения полетов были отстранены 550 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров, а также аннулировано 160 лётных свидетельств.

По данным издательства, речь в основном шла о выпускниках Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), где будущие пилоты осваивали теоретическую часть, практикуясь в учебно-тренировочном центре «ЧелАвиа», а затем созданном на его базе частном профессиональном образовательном учреждении «Челябинское летное училище гражданской авиации» (ЧЛУГА).

Квалификация челябинских выпускников и раньше вызывала сомнение у надзорных органов,  однако более плотно ими занялись после крушения в феврале прошлого года Ан-148 «Саратовских авиалиний», следовавшего из Москвы в Орск. Межгосударственный авиакомитет установил, что пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости, обледенение которых произошло в ходе набора высоты. Командир экипажа, получив неверные данные о падении скорости, решил разогнать воздушное судно, переведя его в пикирование, во время которого и произошло столкновение с землей. Погибли 65 пассажиров и шесть членов экипажа.

В результате проверки Генпрокуратуры выяснилось, что второму пилоту разбившегося самолета Сергею Гамбаряну 21 июня 2017 года территориальным управлением Росавиации было выдано свидетельство коммерческого пилота на основании обучения, которое он прошел в ЮУрГУ. Сам университет не имел сертификата (свидетельства) авиационного учебного центра, а также утвержденной Росавиацией программы подготовки. Прокурорами были установлены еще 64 пилота, окончивших ЮУрГУ. Их свидетельства коммерческих и линейных пилотов также были аннулированы.

В свою очередь лётчики начали обращаться в суды по всей стране, обжалуя действия Росавиации. Однако иски были отклонены.

В настоящее время Центральный районный суд Челябинска рассматривает два иска челябинского транспортного прокурора к ЮУрГУ. Надзорное ведомство требует признать незаконной деятельность вуза по обучению специалистов авиационного персонала с присвоением квалификации «пилот», а также признать недействительными дипломы о среднем профобразовании по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» с присвоением квалификации «пилот». По этим искам дипломов могут лишиться 103 выпускника ЮУрГУ.

Ранее сообщалось, что, по словам генерального прокурора России Юрия Чайки, в России за два года от полётов были отстранены 550 пилотов из-за недостаточной подготовки.