В России могут создать сеть частных поездов дальнего следования и электричек, – пишет “Парламентская газета” по результатам обсуждений темы экспертами на круглом столе редакции.
Парк поездов, курсирующих по России, требует обновления. И чтобы этот процесс пошёл быстрее, Правительство предложило массово привлекать к железнодорожным перевозкам частные компании, которые бы покупали современные составы и перевозили пассажиров по определённым маршрутам. Эксперты обсудили, как это будет работать.
В апреле Правительство внесло в Госдуму законопроект, который устанавливает принцип конкуренции в сфере железнодорожных перевозок. За право возить пассажиров по тому или иному маршруту будут на равных бороться и РЖД, и частные компании. С теми, кто предложит высокотехнологичные составы и продемонстрирует другие преимущества, заключат договор на 15 лет, где будет указано, какие инвестиции планирует вложить компания и какие предусмотрены тарифы на проезд.
По мнению зампреда Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Сергея Кривоносова, бизнес будет стремиться, чтобы как можно больше граждан выбрали именно железнодорожный транспорт и, соответственно, принесли компании прибыль. А чтобы система заработала, регионы должны понять, зачем им это нужно, а компании, в первую очередь РЖД, были готовы к новшествам, считает депутат.
«И если это будет экономически целесообразно, наверняка многие заинтересуются этим направлением. Думаю, новая система приведёт к повышению качества обслуживания пассажиров», — отметил парламентарий.
В первую очередь обновятся поезда, так как один из критериев отбора перевозчика — возраст подвижного состава, считает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Будет выбор и у населения — поехать высокоскоростным «Сапсаном» или чуть дольше, но дешевле и также комфортно поездом другой компании. Но нужно дать время регионам «отдышаться», добавил эксперт. Если закон вступит в силу сразу после принятия, требование обновить поезда выполнить не получится, так как взять необходимое количество новых вагонов, которых понадобится десятки тысяч, неоткуда.
Скажутся ли предлагаемые нормы на кошельках граждан? Эксперты придерживаются разных мнений. Совсем без роста тарифов не обойтись, ведь на улучшение условий проезда понадобятся вложения, считает доцент Департамента правового регулирования экономического развития Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Савостьянова. Но существенных скачков быть не должно, уверен Зотов, так как система формирования тарифов будет под контролем государственных органов.
По его мнению, для поездок на дальние расстояния тарифы точно останутся прежними, а стоимость пригородных будет зависеть от региона. Но все льготы, предусмотренные для пассажиров государством или отдельными регионами, сохранятся в любом случае. Согласно законопроекту, прибыль, которую компании недополучат, провозя студентов, пенсионеров, инвалидов и другие льготные категории граждан, возместят из бюджета. Если маршрут дальнего следования, то субсидию переведут из федерального бюджета, а если пригородный — из местного.
Строго говоря, уже сегодня монополии на железнодорожные перевозки у РЖД нет. В этой сфере действуют, например, АО «ТКС» (ТрансКлассСервис), ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», «Тверской Экспресс». Крупнейшая из частных пригородных перевозчиков — «Центральная ППК». Но новый закон предлагает пойти дальше. Так, сейчас вокзалы объединены в единую сетку и принадлежат компании РЖД и её дочерним предприятиям, пояснил Илья Зотов. А по предлагаемым правилам те же вокзалы и ремонтные депо станут самостоятельными структурами.
«Может появиться концепция развития каждого вокзала, новые требования к качеству, например, сотрудники должны будут знать иностранные языки», — надеется Зотов.
Невозможно вложить средства на модернизацию всех железных дорог в России разом, согласился первый зампред Комиссии по общественному контролю Общественной палаты России Артём Кирьянов. «Но всегда можно найти участок пути, который можно правильно оформить, построить экономическую модель и сделать его выгодным и удобным для людей. В регионах должна быть такая заинтересованность», — убеждён он.
Насколько это заинтересует бизнес, ещё вопрос. Поэтому, по мнению Кирьянова, нужно максимально сократить административные барьеры для инвесторов.
А чтобы усилия не пошли насмарку, и качество перевозок действительно развивалось, стоит как можно более чётко прописать требования к перевозчикам, добавил Зотов. В том числе в Объединении пассажиров предлагают предусмотреть в поездах наличие туалетов, систем отопления и кондиционеров и Wi-Fi для всех пассажиров, а не только бизнес-класса.
Инициатива о введении штрафа за повторную езду без ОСАГО нашла поддержку в комитете Государственной думы…
Новая мошенническая схема приобретает масштаб в России. Речь идет о работе в паре, когда договор…
МВД России внесло изменения в административный регламент по регистрации транспортных средств, который одобрен приказом №950…
Автовладелец из Петербурга получит компенсацию от дилера в размере 3,4 млн рублей за неправильно указанный…
Параметры нового инфраструктурного сбора для авиакомпаний в России намерены определить к 1 июня следующего года.…
Настоящий раритет, подаренный генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу в 1973 году, выставлен на аукцион.…