Управление ФАС по Московской области продолжает проверку в отношении трёх известных ресторанных сетей, завышающих цены на территории столичных аэропортов. Почему бутылка воды в городе стоит в три раза дешевле, чем в воздушных гаванях? Должно ли государство повлиять на снижение цен в аэропортах? На эти вопросы ответили эксперты в ходе «круглого стола» в пресс-центре «Парламентской газеты».
Сейчас, чтобы пообедать в столичных аэропортах Домодедово, Жуковский или Шереметьево придётся отдать не меньше тысячи рублей на человека — дешевле поесть просто не получится. Согласно данным мониторинга Общероссийского объединения пассажиров, большая порция картошки-фри в одном из известных сетевых кафе на московском аэровокзале стоит 150 рублей, а в центре столицы в заведении этой же сети — 90 рублей.
На такой разрыв цен уже обратили внимание в Федеральной антимонопольной службе: как заявил журналистам замруководителя ведомства Андрей Цыганов, в ходе проверок объектов торговли и точек общепита в аэропортах, проведённых ФАС, были выявлены явные нарушения антимонопольного законодательства. «Здесь есть ещё и политика самих аэропортов по сдаче в аренду своих площадей», — пояснил Цыганов.
То, что цены в аэропортах во многом продиктованы арендными ставками, подтверждает и член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрий Юрков. «Естественно, арендаторы должны окупить свои затраты. Наиболее сложная ситуация, на мой взгляд, сложилась с аптеками — из-за отсутствия конкуренции цены там установились очень высокие. К примеру, тот же активированный уголь в аптеке воздушной гавани стоит 150 рублей за 50 штук, а в городе — по 30-40 рублей», — рассказал депутат.
Однако общественников аргументы по высоким арендным ставкам площадей не устраивают: член Совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества Павел Сычёв обратил внимание на то, что магазины, торгующие парфюмерией, одеждой и электроникой (причём даже не в зоне беспошлинной торговли), сумели удержать свои цены на приемлемом уровне. «К тому же нельзя не учитывать, что поток людей в аэропорту огромен — его не сравнить с проходимостью любого магазина в центре города. За счёт этого цена на продукты должна быть адекватной», — уверен эксперт.
По его мнению, государство должно найти золотую середину в вопросе ценообразования в столичных воздушных гаванях — если потребуется, можно ввести и дополнительное регулирование этой сферы, считает Сычёв.
В ФАС, в свою очередь, уже предложили удерживать цены за счёт перекрёстного субсидирования — то есть за счёт других точек сети, расположенных в городе, и за счёт использования совокупных ресурсов компании.
Впрочем, арендные ставки эксперты считают основной причиной завышения цен на аэровокзалах: если ФАС удастся договориться с арендодателями об установлении приемлемой цены на съём торговых площадей, продукты питания в кафе аэропортов подешевеют, заявил проректор по инновациям социальной сферы РГСУ Виктор Калинин. «Это не рыночный, а скорее административный механизм, однако у ФАС есть такие полномочия: закон о защите конкуренции предусматривает выдачу соответствующего предписания, при выполнении которого стоимость обедов в воздушных гаванях будет снижена», — отметил он.
В Общероссийской общественной организации по защите прав туристов и вовсе считают, что регулированием цен в аэропортах должно заняться Правительство. «Необходимо постановление на уровне кабмина, которое в первую очередь отрегулирует стоимость аренды торговых площадей», — полагает председатель организации Роман Бобылев. А вот антимонопольный экономист Вадим Новиков, напротив, не видит в сложившейся ситуации повода для госрегулирования. «Это как пытаться установить стоимость пива в мини-баре пятизвёздочного отеля», — полагает он.
В любом случае, до окончательных итогов масштабной проверки ФАС делать какие-либо выводы законодатели не будут. «В зависимости от результатов исследования мы будем думать о возможностях по регулированию этой сферы», — пояснил депутат Дмитрий Юрков.
А пока в стране появится рейтинг по ценам на продукты в аэропортах. «Мы планируем создать усреднённый реестр, наподобие известного «индекса бигмака», — рассказал зампредседателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Благодаря рейтингу, гражданам будет проще сориентироваться в ценовой политике воздушных гаваней».
Будущие владельцы электромобилей «Атом» получат вместе с машиной сервис удаленного обслуживания. Вместо личного визита в…
Ученые разработали ИИ для автоматического выявления дефектов дорожного покрытия. Новая технология позволит искать ямы, трещины и…
Представители китайских автобрендов стали массово опровергать слухи об уходе с российского авторынка. Поводом послужила публикация…
Стоимость обслуживания, расход топлива и возраст моделей - три основных параметра, на которых строятся рейтинги…
Три источника, где не стоит приобретать комплект резины для автомобиля перечислил начальник отдела технической поддержки…
Через 5–10 лет количество автомобилей в России может уменьшиться на 50%. основная причина заключается в…