Инструменты для автопрома
Бизнес открывает новые возможности для автопроизводителей на пути к технологической независимости
Два года назад Президент поручил добиться инженерной независимости российского автопрома, с тех пор ведется планомерная работа. Отрасль восстанавливается, фиксируется рост объемов производств, автозаводы возобновляют работу после простоя.
По итогам прошлого года автопроизводство в России увеличилось на 16%, всего с конвейера сошли 720 тыс. автомобилей.
Однако остаются трудности с обеспечением российских автозаводов отечественными комплектующими. Несмотря на высокую степень локализации сырья для изготовления автозапчастей (более 70%), большую часть расходных материалов продолжают поставлять из-за рубежа. По оценке экспертов, отечественному автопрому критически не хватает почти 800 компонентов, которые могли бы производиться в России.
Российская автомобильная отрасль в последние годы переживает этап активной трансформации. Осознавая важность сотрудничества и синергии, крупные участники рынка углубляют взаимодействие по всей цепочке, начинающейся с разработок отечественного сырья, продолжая производителями автокомпонентов и доходя до автоконцернов, объединяя усилия и экспертизу, работают над совместными проектами, обмениваясь опытом и технологиями. Это позволяет оптимизировать производственные процессы, ускорять внедрение инноваций и повышать технологический суверенитет российского автопрома.
Фокус на инженерную независимость российского автопрома
Минпромторг обсуждает с бизнес-сообществом возможность исключения некоторых автомобильных брендов (групп товаров) из списка параллельного импорта. Речь прежде всего идет о запчастях и автокомпонентах. Эксперты видят в этом стремление защитить и развивать российскую автомобильную промышленность. Ограничение параллельного импорта решает несколько задач, включая снижение объема контрафакта и регулирование цен на легальную продукцию.
В планах нарастить производство автомобилей в России до уровня 1,3 млн штук в год и выше в горизонте ближайших 3–4 лет. При этом более 70% продаж в стране должны составлять автомобили российского производства.
Для этого требуется дополнительная поддержка автопрома, в том числе в части НИОКР — это стимулировало бы российских автопроизводителей создавать технически сложные агрегаты и развивать собственный инжиниринг. Это необходимо для восстановления сектора после ухода иностранных компаний.
Полимеры – драйвер локализации
Полимеры – один из основных материалов для производства комплектующих. До 50% деталей современного автомобиля изготавливаются из синтетических материалов. Так, доля полимеров в общем весе легкового автомобиля или кроссовера с ДВС достигает порядка 120–150 кг, а в электромобиле – до 200 кг.
Переход к полимерным решениям может стать драйвером локализации производств автозапчастей и развития отечественного шинного производства, поскольку сырье в России доступно, а готовые изделия обладают высоким потенциалом спроса.
Для стимулирования отрасли требуется разработка новых специальных марок для критически важных комплектующих и создание универсальных продуктовых решений. Важным шагом на пути к технологической независимости является замещение импортного сырья отечественными продуктами.
Ведущий отечественный производитель полимеров СИБУР непрерывно ведет разработку специфических марок для автомобильной промышленности, ранее не выпускавшихся в России. С начала 2022 года на рынке стали доступны новые марки ПП, ПЭ, АБС, ПК и каучуков. Потенциал импортозамещения синтетических компонентов в перспективе 5–7 лет оценивается на уровне около 85 тыс. тонн в год для продуктов при производстве автокомпонентов (автосветотехники, деталей интерьера и экстерьера, вибро и шумоизоляции, топливных баков и шин).
Инструменты поддержки отрасли
На рынке уже успешно реализуются программы поддержки участников отрасли. Разработанные меры позволяют повышать эффективность производственных процессов и комплексно подходить к решению задач по стратегическим направлениям.
Например, в рамках работы по импортозамещению СИБУР предлагает производителям специальное ценообразование на покупку отечественного сырья для фокусного замещения импортных готовых изделий. В работе более 50 проектов с потенциалом около 85 тыс. тонн в год. Программа разработана с целью ускоренного импортозамещения в готовых изделиях за счет развития локальной переработки.
Так по запросу АвтоВАЗа была создана специальная марка полиэтилена, не уступающая по качеству и свойствам зарубежному аналогу, в автомобильных топливных баках. Ранее для производства таких баков использовался импортный полиэтилен, однако прекращение его поставок стало причиной проблем со снабжением сырьем, что могло привести к остановке производства.
Локализованный материал станет в том числе основой топливной системы для новой модификации Lada Vesta NG 2023.
Доступ производителей автокомпонентов к этому продукту обеспечивает бесперебойный выпуск российских автомобилей.
Есть и другие кейсы, в том числе и экспортной поддержки. В них заинтересованы заводы, у которых есть недозагруженные мощности в РФ. Инструмент эффективен для предприятий, которые хотят продавать свою продукцию за рубежом, но испытывают трудности с налаживанием поставок по причине высокой стоимости логистики до целевых рынков, входных барьеров либо сложного ценообразования на готовую продукцию, которое отличается от российских практик. Благодаря собственной ценовой поддержке и специальному ценообразованию от СИБУРа, отечественные производители получают возможность заходить на экспортные рынки.
Дополнительный стимул развития отечественного производства компонентной базы – субституция материалов. Отраслевая программа поддержки подразумевает специальные коммерческие условия на целевой объем сырья для обеспечения конкурентоспособности по отношению к традиционным решениям из стекла, дерева, металла и др.
На текущий момент ведутся активные разработки решений для развития сегмента.
Кроме того, на рынке практикуется поддержка переработчиков по части расширения производственных мощностей. Суть инструмента – в специальном ценообразовании на сырье, с помощью которого переработчик может улучшить инвестиционную модель бизнеса. Это можно осуществить несколькими способами: например, использовать частичную компенсацию процентов по займу на новое оборудование либо сократить срок окупаемости проекта. Комплекс позволяет анализировать сегменты с дефицитом мощностей, поддерживать участников рынка как на этапе инвестирования в новые мощности, так и при запуске производства и выходе на рабочий режим.
Совместными усилиями к стабильному росту
Активное сотрудничество в автомобильной отрасли – это не просто тренд, а осознанный выбор, направленный на устойчивое развитие и достижение общих целей. Участники рынка налаживают собственные связи, что позволит укреплять позиции российского автомобилестроения.
В этом ключе СИБУР пересмотрел подход к бизнесу и перешел на структуру отраслевых дивизионов. Такая модель открывает новые возможности для дальнейшего развития автопрома.
Специалисты дивизиона «Транспорт» совместно с другими участниками рынка сосредоточатся на разработке комплексных решений.
Это обеспечит увеличение эффективности и экономики производителей авто, позволит успешно замещать импорт сырья и готовых изделий (как автозапчастей, так и автомобилей), повышая технологический суверенитет отечественного автомобилестроения.
Участники рынка готовы к партнерствам: совместной разработке продуктовых решений и созданию новых материалов под требования отрасли.
Итогом станет эффективное взаимодействие по всей цепочке от сырья до готового автомобиля.
При этом достижение синергии возможно не только на рынке РФ, но и по географии СНГ, позволяя российским игрокам более успешно выстраивать взаимодействие на международном уровне, что расширит экспортные возможности.