После пандемии россияне могут остаться без общественного транспорта
Транспортная ситуация в стране в период пандемии коронавируса оставляет желать лучшего. Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов разбирается, какие меры необходимо принять государству для поддержки перевозчиков, и что будет с различными отраслями транспорта после пандемии.
В период пандемии общественный транспорт работает в “режиме выходного дня”, авиарейсы отменяются или сокращаются. В дальнейшем пандемия коронавируса также отразится на работе транспорта в стране и многие пассажиры рискуют остаться без привычных возможностей передвижения. Сотни компаний уйдут с рынка, а цены на поездку вырастут.
Авиаперевозки
То, что происходит с авиарынком сейчас, никогда не происходило раньше, в таких масштабах.
Уже сейчас авиаэксперты прогнозируют сокращение пассажиропотока в России с 110 млн в 2019 году до 60 млн человек. По моему мнению, это очень оптимистичная оценка: нам не стоит сбрасывать со счетов возможную вторую волну коронавирусной инфекции. При любых раскладах государство вряд ли окажет системную поддержку отрасли и закроет все их расходные обязательства. Это неминуемо приведёт к включению издержек в стоимость билета.
В ближайшей перспективе правило ношения маски и перчаток на борту самолёта должно стать обязательным, а вот рассаживать пассажиров в «шахматном» порядке малоэффективно. Более того, каждое пустое место будет влиять на общую цену билета для конкретного человека. По нашей оценке, в первое время после снятия ограничительных мер на полёты спрос на услуги перевозок будет превышать текущее предложение — в связи с сокращением штата авиакомпаний и оптимизацией процессов. Цена перелёта станет в разы дороже.
От такой ситуации никто не выиграет, поэтому мы убеждены в необходимости государственного спасения авиаотрасли. Это может быть фиксация цены на топливо на год и аэропортовых сборов, отмена НДС на все полёты внутри страны (сейчас данная ставка действует на полёты «мимо» Москвы), помощь авиакомпаниям с выплатами пассажирам за отменённые рейсы и так далее. Одна из главных задач должна стоять в сохранении всех авиакомпаний, так как нельзя допустить монополизации на этом рынке, а такая угроза действительно существует.
Городской общественный транспорт
Не меньший удар от коронавируса получил городской транспорт. В ряде субъектов нашей страны пассажиропоток сократился до 90%, что поставило под угрозу банкротства тысячи компаний в России. Никто не мог бы представить пару месяцев назад, что в условном Краснодаре у перевозчиков не будет средств для заправки автобусов и выхода в рейс. В подобной ситуации находятся и межрегиональные маршруты — они терпят убытки.
Сейчас не принято комплексных мер по спасению отрасли, кроме перенесения сроков по установке тахографов на один год. Если предприятие не подпадает под субъект малого и среднего предпринимательства или не входит в список стратегических предприятий, то невозможно получить никакой поддержки.
Сейчас основная проблема с выплатой лизинга. Банки не идут навстречу и в части предоставления льготных кредитов на выплаты заработной платы водителям, на ГСМ и техническое обслуживание.
Вполне уверенно можно сказать, что сотни компаний уйдут с рынка и пассажиры останутся без транспортного сообщения: за пару дней невозможно найти перевозчика в отдалённых регионах нашей страны. Это нужно понимать, чтобы принять оперативные меры поддержки отрасли. При этом совершенно уверен, что в нынешней ситуации понятная программа обновления автобусов снизит издержки на их эксплуатацию, но параметры таких программ должны работать для всех типов хозяйствующих субъектов.
Угроза от остановки транспортного сообщения будет огромной и прямым образом отразится на экономике регионов. Поэтому сейчас нужно выстроить грамотную коммуникацию с транспортниками, чтобы выработать комплексный план спасения.
Такси и поезда
Быстрее всего от кризиса оправятся таксомоторные компании и железнодорожные перевозки, хотя и здесь потери исчисляются в миллиардах рублей. Железнодорожников, несомненно, поддержит государство и максимально компенсирует потери. Поэтому на долгосрочную программу обновления подвижного состава и развития скоростного сообщения между регионам пандемия вряд ли повлияет.
Более того, железнодорожный сегмент смотрится выигрышнее в борьбе с аналогичными автобусными или авиа- маршрутами, так как мы не прогнозируем здесь серьёзных ценовых колебаний.
В такси мы ожидаем роста числа подключённых водителей к агрегаторам, которые остались без работы. Это может привести к снижению заработка водителей из-за насыщения предложением. На этом рынке в ряде субъектов можно прогнозировать и запуск беспилотного транспорта, если законодательство будет развиваться в ногу со временем и технологиями. В связи с этим требуется выработать эффективный контроль за данным рынком, чтобы на нём работали профессионалы с официальным разрешением и не допустить снижения безопасности поездки.
Подводя итоги, можно сказать, что даже при резком снижении платёжеспособности гражданам всё равно необходимо пользоваться общественным транспортом и уже сейчас профильные структуры должны выработать не только план спасения отрасли, но и перспективный план её развития.