Автор:

Эксперты уверены, что нулевой НДС на авиаперелёты повысит рентабельность, но не снизит цены

Новости транспорта

Обнуление ставки на налог на добавленную стоимость (НДС) на авиационные перелеты между регионами без стыковок в Москве позволит улучшить пассажиропоток региональных аэропортов и повысить рентабельность авиакомпаний, однако не приведёт к снижению цены на билеты. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на представителей крупных региональных авиакомпаний и аэропортов.

Нулевая ставка начала действовать в России с 1 октября. Она затронет только те рейсы, которые не следуют через Москву. До этого для таких перелётов также действовала льготная ставка в 10%. При этом нулевая ставка была только на перелёты в Симферополь, Дальневосточный федеральный округ (ДФО) и Калининград, а также на международных рейсах.

В холдинге «Аэропорты регионов» считают, что обнуление ставки позволит создать устойчивую экономическую модель для региональных авиаперевозчиков.

В то же время в компании отметили, что быстрого эффекта от нулевой ставки ждать не стоит.

«Положительный эффект от обнуления ставки на рынке авиаперевозок можно будет оценивать не ранее, чем через полгода или год. На его динамику будут влиять наличие или отсутствие свободного регионального флота у авиакомпаний, сезонные изменения спроса на перелеты, изменения стоимости авиатоплива или другие факторы», – приводит информагентство комментарий  управляющей компании «Аэропорты регионов».

В свою очередь председатель комитета по туризму, курортам и спорту Госсовета Крыма Александр Черняк уверен, что введение льгот, с одной стороны, уменьшит поступление в бюджет, но с другой – позволит привлечь в регионы дополнительные средства.

«Надеемся, что это даст снижение цены на билет, что позволит людям передвигаться, летать. Соответственно, это покупка самих авиабилетов, использование авиатранспорта, гостиниц. Независимо от того, в командировку или в санаторий вы летите, вы все равно будете тратить деньги в этих регионах. Это перераспределение средств внутри страны, что тоже очень хорошо. <…> Надеемся, что это будет поводом приехать, не обязательно в Крым, но в любой другой регион РФ», – рассказал Черняк в интервью изданию.

Однако не во всех региональных авиакомпаниях ожидают эффекта от нулевой ставки НДС.

«Сегодня уровень операционной рентабельности у авиаперевозчиков на внутренних линиях крайне низкий – буквально 1,5-2%. И любое колебание рынка может привести компанию в зону убытков. Поэтому обнуление НДС – это, конечно, хорошая возможность вывести операционную рентабельность на более или менее приемлемый уровень, хотя бы на процентов пять. Это даст эффект, несомненно, может быть, уведет многие компании от банкротства, на грани которого они сейчас находятся», – приводит информагентство мнение начальника финансово-экономической службы авиакомпании «Ираэро» Натальи Власовой.

Представитель другой региональной авиакомпании на условиях анонимности сообщил ТАСС, что также не ожидает улучшений от нововведения.

«Нам от нулевой ставки лучше не станет, мы ее просто не почувствуем. Конечно, хорошая инициатива, но своих целей она не достигнет. На цене билетов это не отразится, потому что есть утвержденные тарифы, и все летают по ним», – цитирует издание своего собеседника.

Нулевая ставка НДС для калининградского аэропорта Храброво действует с 2018 года. В прошлом году пассажиропоток по сравнению с 2017 году вырос на 20% до 2,1 млн человек, рост на внутренних перевозках составил 19%.

Ждут роста пассажиропотока и в Красноярске.

«Безусловно, снижение ставки НДС должно положительно сказаться на росте пассажиропотока. У перевозчиков появится возможность создавать более гибкую сетку тарифов на региональных направлениях, а также появятся дополнительные стимулы к открытию новых направлений. В настоящий момент сложно прогнозировать рост на региональных маршрутах. Основную роль играют субсидированные перевозки», – пояснил изданию начальник департамента развития пассажирских авиационных перевозок международного аэропорта Красноярск Александр Иванченко.

Разделяет мнение о том, что важным фактором, позволяющим открывать новые региональные рейсы, является государственное субсидирование, также начальник службы авиационной коммерческой деятельности новосибирского аэропорта Толмачево Игорь Леонтьев.

«Обнуление НДС может способствовать принятию авиаперевозчиками решений по увеличению частоты рейсов на существующих региональных маршрутах. Из-за улучшения показателей рентабельности, возможно, получат дополнительное развитие те маршруты, которые авиакомпании не рисковали развивать ранее добавлением дополнительной частоты», – приводит издание слова Леонтьева.

Ранее сообщалось, что Минфин предложил обнулить на 35 лет НДС для скоростных железных дорог