Автор:

Александр Скачков: «Предстоит большая работа по совершенствованию перевозок на принципах полигонного управления»

Новости транспорта

Начальник Забайкальской железной дороги Александр Скачков поделился своим мнением о задачах и способах совершенствования процесса перевозок, а также проинформировал об основных результатах прошлого года по внедрению технологических решений для пропуска предъявляемого поездного потока, клиентских сервисов и улучшения условий труда и быта сотрудников. Об этом он рассказал изданию “Гудок”.

– Из-за таких особенностей дороги, как резкие перепады температур, наличие на отдельных участках вечной мерзлоты, большого количества кривых, повышенное внимание всегда уделялось состоянию пути. Как оздоравливали его в прошлом году?

– Капитально отремонтировали более 330 км пути. Всего же различными видами ремонта было охвачено 420 км. Чтобы выполнить запланированные объёмы и пропустить весь поездопоток, значительная часть работ велась по технологии закрытого перегона. Участки дороги закрывали для движения поездов на несколько суток и выполняли там максимально полный перечень работ по ремонту пути, искусственных сооружений, устройств контактной сети.

Впервые в 2018 году на участках общей протяжённостью 15,5 км были проведены работы по титулу сплошной замены рельсов одновременно со средним ремонтом.

В прошлом году увеличилось количество отремонтированных по программе модернизации участков с отличной оценкой сдачи в постоянную эксплуатацию. Снизилась протяжённость участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем. При этом ремонтно-путевая кампания проводилась в период чрезвычайного положения, объявленного в Забайкальском крае в связи с сильнейшими наводнениями. Разгул стихии обернулся колоссальными расстройствами инфраструктуры путевого комплекса, которую нужно было восстанавливать. Поэтому дорога несла дополнительные расходы.

Отмечу, что объём капитальных вложений в ремонт и реконструкцию путевой инфраструктуры дороги в 2018 году был увеличен по отношению к предыдущему году на 14,2% и составил 13,6 млрд руб.

– На пропуск поездов по ЗабЖД влияют лимитирующие зоны системы энергоснабжения. Что сделано для ликвидации барьерных мест?

– На начало прошлого года на дороге насчитывалось 12 лимитирующих зон для пропуска поездов весом 6300 тонн и 12000 тонн. Благодаря техническому перевооружению и усилению объектов электроснабжения удалось ликвидировать четыре лимитирующие зоны для поездов весом 6300 тонн и 12 000 тонн, а также шесть зон для поездов весом 12 600 тонн. На эти цели было направлено более 990,5 млн руб.
В этом году работа по снятию подобных инфраструктурных ограничений будет продолжена.

– На протяжении 2018 года дорога осуществляла свою деятельность в качестве пилотной зоны управления из единого Центра управления Восточным полигоном. Каким был первый опыт?

– Переход на полигонные принципы управления стал причиной перевода из Читы в Иркутск диспетчерского аппарата и ещё ряда штатных единиц Дирекции управления движением. Да, возникали случаи несогласованности действий аппарата Центра управления перевозками Восточного полигона (ЦУП ВП) и специалистов дороги. Но в процессе работы тщательно анализировались все аспекты совместной с ЦУП ВП деятельности дороги, которые становились основанием для корректировки принимаемых решений с обеих сторон. Это позволило улучшить к уровню прошлого года параметры эксплуатационной работы в границах Забайкальской магистрали и особенно показатель участковой скорости.

В дальнейшем предстоит большая работа по совершенствованию технологии перевозочного процесса на принципах полигонного управления.

– Какие масштабные проекты реализуются на ЗабЖД?

– Началась активная фаза строительства нечётного приёмо-отправочного парка «Г» станции Карымская. Новый парк обеспечит обработку на станции всего нечётного поездопотока, следующего по Транссибу, сократит время оборота локомотива на узле, тем самым увеличив пропускную способность участка Чернышевск – Карымская и дороги в целом.

Для повышения эффективности работы южного направления магистрали продолжается электрификация участка Борзя – Забайкальск. Завершение работ, определённых этим проектом, позволит повысить конкурентоспособность одного из основных российских железнодорожных погранпереходов Забайкальск – Маньчжурия. Это особо важно в условиях реализации мегапроекта «Шёлковый путь».

Также дорога участвует в крупном проекте энергетической компании «Газпром». В Амурской области в непосредственной близости от станции Усть-Пёра по проекту строительства газоперерабатывающего комплекса ведутся строительно-монтажные работы по устройству объектов железнодорожной инфраструктуры – станций Заводская и Заводская-2. Ещё в начале 2016 года руководство Забайкальской дороги, понимая ответственность за обеспечение вывоза готовой продукции Амурского ГПЗ, инициировало начало работ по реконструкции станции Усть-Пёра.

Начиная с 2019 года будут проводиться работы по примыканию станции Заводская к путям общего пользования и электрификация приёмо-отправочных путей станции Заводская. Это позволит, что важно для стабильной работы станции Усть-Пёра, принимать маршруты из порожних цистерн и отправлять составы с готовой продукцией газоперерабатывающего комплекса непосредственно с приёмо-отправочных путей станции Заводская.

– Что планируется сделать для улучшения транспортной доступности и комфорта пассажиров?

– К примеру, в следующем году будет сдано в эксплуатацию современное здание вокзала Могоча. Сейчас завершается его строительство.

В сфере пригородных перевозок предполагается рассмотреть возможность восстановления курсирования ранее отменённых поездов на направлениях Ясная – Забайкальск и Могоча – Аячи, ведь отсутствие там железнодорожного сообщения снижает транспортную доступность для населения.

Кроме того, завершение работ по электрификации участка Карымская – Забайкальск открывает возможность для реализации проекта организации движения скоростного электропоезда Чита – Забайкальск – Маньчжурия. Ежегодно около 1,5 млн российских и китайских граждан пересекают границу через пункт пропуска Забайкальск, при этом доля железнодорожных перевозок составляет всего 2%. Сравнительная стоимостная и временная оценка существующих и предлагаемого вариантов маршрутов Чита – Забайкальск – Маньчжурия показывает, что доставка пассажиров электропоездом составит полноценную конкуренцию как автомобильным, так и авиаперевозкам.

При существующих скоростях движения время хода электропоезда будет составлять около восьми часов. После проведения определённого комплекса работ, направленного на устранение ограничений, и приобретения соответствующего подвижного состава время хода может сократиться до шести часов. Проект предполагает погранично-таможенное оформление пассажиров непосредственно в вагонах во время движения.

Этот транспортный коридор станет связующим звеном для поездок китайских туристов на Байкал и в другие регионы страны, а для российских туристов – в города Китая.

– В отдельных районах Забайкальского края и Амурской области, по которым проходит Забайкальская дорога, существует проблема оттока населения. Что в такой ситуации предпринимается на ЗабЖД для обеспечения кадрами и закрепления персонала на местах?

– Действительно, сегодня мы работаем в условиях острого кадрового голода. Особенно это касается северных участков дороги. На протяжении постсоветского периода времени на территории двух субъектов пролегания дороги наблюдается отрицательная миграция. Плотность населения на большей части протяжённости дороги составляет менее трёх человек на квадратный километр. Поэтому одной из приоритетных задач считаем закрепление специалистов за счёт реализации комплекса мероприятий. Это, к примеру, обеспечение работников жильём и необходимой социальной инфраструктурой. Так, в прошлом году сдан 27-квартирный дом на станции Уруша, продолжается строительство двухквартирных домов на станциях Ксеньевская и Сбега. Началось строительство жилых зданий на станциях Карымская, Могоча, Ерофей Павлович и Сковородино.

Стараемся создать всё необходимое и в плане улучшения условий труда. Например, в 2018 году свыше 220 млн руб. было направлено на установку новых модульных табельных и пунктов обогрева работников дистанций пути. А в начале прошлого года состоялось открытие современных, оборудованных всем необходимым зданий эксплуатационных локомотивных депо в Чите и Белогорске.

Большое внимание на дороге при поддержке руководства компании уделяется социальной сфере. На балансе ЗабЖД на сегодняшний день находятся 19 социально значимых объектов культуры, спорта и детского оздоровления. Такого количества детских садов, школ и детских оздоровительных лагерей нет нигде на сети. Учитывая, что для Забайкальского края актуальна проблема обеспеченности муниципальных образований объектами социальной инфраструктуры, услуги объектов социальной сферы магистрали всегда востребованы.

Для своевременного пополнения дороги квалифицированными кадрами ведём постоянную проф­ориентационную работу, встречаемся со школьниками, рассказываем о профессии железнодорожника. Значительные средства в 2018 году были направлены на развитие материальной базы наших отраслевых учебных заведений. Благодаря активной работе по взращиванию кадров доля молодёжи на магистрали составляет более 45%.

– Какие основные задачи предстоит выполнить в наступившем году?

– На 2019 год сформирована инвестиционная программа ЗабЖД, целевые задачи которой – увеличение пропускной и провозной способности, стабильное продвижение возрастающего поездопотока, повышение надёжности технических средств.

Все проекты прошли необходимые процедуры согласования, и есть определённая уверенность, что планируемый эффект от реализации намеченных мероприятий будет достигнут.