Экономист и автоэксперт рассказали, как в России работают автоломбарды
В России увеличилось количество автоломбардов. За последние 8 месяцев 2024 года Центробанк внес в реестр еще 12 подобных организаций. Всего в реестре ломбардов числится 63 автоломбарда.
Издание «Новости транспорта» выяснило, с чем связан всплеск количества автоломбардов, почему люди часто сдают туда китайские автомобили и конкурируют ли ломбарды с банками.
Почему автоломбардов стало больше
По мнению экономиста Михаила Беляева, увеличение автоломбардов связано с нестыковками на рынке кредитования. Сегодня в целом получить кредит стало сложнее. Несмотря на популярность автокредитов, высокая ключевая ставка ЦБ и поднятие ставок самими банками снижают доступность подобных займов.
«Оформление в качестве залога автомобиля как средства передвижения требует большого пакета документов. А клиенту нужны деньги, поэтому появились ломбарды. Они берут автомобиль, который выступает в качестве залога. При этом ломбард выдает гораздо меньше денег, чем залоговая стоимость автомобиля. Человек на время расстается с автомобилем, [транспортное средство] оказывается на стоянке, через определенное время человек погашает задолженность, продолжает пользоваться автомобилем», — поясняет специалист.
С ним соглашается автоэксперт Народного фронта, исполняющий обязанности президента Гильдии Автошкол России Алексей Нестеренко. По мнению Нестеренко, банки довольно редко работают с таким активом, как автомобиль.
«Насколько я знаю, у банков есть сложившиеся установки относительно того, с чем они работают в залог. В основном это недвижимость, то, что востребовано на рынке и может быстро принести возмещение убытков в случае невыплаты кредита. Не припомню, чтобы банки брали автомобили под залог. Может быть, только самые дорогие марки», — рассуждает эксперт.
Если брать в общем, то сегодня доля автоломбардов в количественном выражении занимает не более 5 %. Однако у этой ниши есть потенциал.
С какими машинами работает автоломбард
Строгих критериев к машинам, сдаваемым в ломбарды, нет. Как утверждает Алексей Нестеренко, «ломбарды берут любые автомобили любых марок».
Экономист Михаил Беляев также обращает внимание на то, что появление специализированных ломбардов не повлияет ни на банковский сектор, ни на экономику страны в целом.
«Автоломбарды не конкурируют с банком, а занимают ту нишу, которую банк освободил, потому что ему это не выгодно», — полагает экономист.
Он указывает на то, что автоломбарды можно рассматривать как меру поддержки физических лиц и потребительского спроса, не более.
Что касается самих автомобилей, сейчас люди активно сдают в автоломбарды подержанные машины, особенно китайских марок. Однако на вторичном рынке машин ситуация такова, что люди предпочитают покупать с рук либо европейские, либо японские марки. Китайские авто тоже берут, но реже. В основном это известные марки хорошего качества.
«Мы же понимаем, что когда ломбард берет автомобиль под залог, то сумма денег выдается не такая, как стоимость автомобиля. При стоимости автомобиля 3 млн рублей, вряд ли кто-то даст больше 500 тыс. рублей под залог.
Насколько я понимаю, рынок автоломбардов не очень регулируется.
Вторичный рынок автомобилей востребован. Автоломбарды с большим интересом будут брать машины среднего ценового сегмента, чем очень дорогие. Их сложно продать. Опять же, человек, который может купить автомобиль за 10-15 млн рублей, скорее купит его новый, чем подержанный», — резюмирует Алексей Нестеренко.
Ранее «Новости транспорта» рассказывали, какой китайский внедорожник подойдет для российских дорог. Подробнее читайте здесь.