– Александр Сергеевич, очень скоро Союз транспортников России отметит 15–летие. Вы стояли у истоков его создания. Как все начиналось?
– Стремление к объединению организаций, представляющих разные виды транспорта, возникло еще в начале 90–х годов прошлого века. Проблем в транспортном комплексе, состояние которого в то время приближалось к критической отметке, было, как говорится, выше крыши.
В начале нового столетия парламент страны принял решение о ликвидации дорожных фондов. Мне, возглавлявшему тогда уже почти 10 лет Ассоциацию «АСПОР», было понятно, что такой поворот пойдет во вред не только подрядным организациям, но и экономике страны в целом. Ведь введение новых налогов не позволит собирать необходимый для дорожного хозяйства объем средств. Но переубедить сторонников налоговой реформы, бороться
АСПОРу в одиночку за восстановление дорожных фондов было сложно. Нужны были единомышленники, люди опытные, глубоко знающие механизм принятия решений. Помните строки из поэмы Владимира Маяковского: «Единица – вздор, единица – ноль, один – даже если очень важный – не подымет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный»?
Вместе с коллегами – президентом АСМАПа Юрием Сухиным, президентом Союза российских судовладельцев Михаилом Романовским, президентом Ассоциации «Промжелдортранс» Александром Кукушкиным мы решили создать Союз транспортников России (СТР) и избрать его президентом Виталия Ефимова. И вот в марте 2003 года новая организация была создана и начала свою деятельность. Потом стали привлекать в СТР другие ассоциации, союзы и объединения, которые в транспортном комплексе тогда уже существовали.
– Полтора десятка лет – срок немалый. Что бы вы записали в актив деятельности СТР?
– Надо сказать, что с созданием Союза транспортников России совершенно по–другому стала строиться наша работа и в Госдуме РФ, и в Совете Федерации. Мы получили большую поддержку, к мнению членов СТР начали прислушиваться. Союз транспортников стал играть серьезную роль в обеспечении работы транспортного комплекса страны, напрямую участвовать в подготовке законодательных актов. В нижней палате парламента был сформирован Комитет по транспорту, которого раньше не было. Недавно, правда, к нему присоединили и строительную отрасль, что, на мой взгляд, не стоило делать.
Тем не менее сейчас в комитете работают три профессиональных транспортника. И его руководитель Евгений Москвичев, и заместитель председателя Виталий Ефимов хорошо знают проблемы транспортной отрасли и качественно работают. В Комитете Госдумы по транспорту и строительству также состоит представитель дорожного сообщества Сергей Тен. В перспективе рассматривается вопрос создания секции по транспортному строительству при Экспертном совете Госдумы по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства. Тогда у нас появится возможность поднимать волнующие проблемы в рамках Экспертного совета.
В актив деятельности Союза транспортников можно записать и то, что в первые годы он оказывал непосредственное влияние на формирование федерального бюджета. В середине года мы обычно проводили «круглые столы» в Торгово–промышленной палате и звучавшие там предложения выносили на парламентские слушания по годовому бюджету. Таким образом удавалось отстоять финансирование важнейших направлений развития транспортного комплекса.
Однако в целом ситуацию с финансированием дорожного хозяйства это не улучшило. Особенно сложно складывались дела со строительством автодорог. Удельный вес трасс с твердым покрытием продолжал снижаться и к 2008 году составил 83,4%. Только благодаря целенаправленной работе Союза транспорт-
ников России, Ассоциации «АСПОР», других общественных организаций удалось возродить и воплотить в жизнь идею о воссоздании дорожных фондов. В апреле 2011 года был принят Федеральный закон № 68 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ».
Объединив всех транспортников в одной организации, нам удалось выработать консолидированную позицию по проблемам транспортного комплекса и довести ее до высшего руководства страны. В июне 2011 года состоялась встреча членов президиума Союза транспортников России с Владимиром Путиным, где удалось обсудить ряд вопросов, касавшихся развития транспорта, в том числе дорожного хозяйства.
Встречи с Владимиром Путиным также состоялись в ноябре 2011 года в Новосибирске и в октябре 2012 года в Москве. На встречах обсуждались проблемы транспортной доступности населения страны и пути инновационного развития транспортного комплекса. Естественно, все вопросы тогда не были решены, но была достигнута договоренность по совершенствованию системы проведения торгов, строительству ряда важных для страны транспортных объектов.
– Вы часто выступаете на разных площадках и в СМИ, горячо отстаивая интересы дорожных организаций. Что вас волнует сейчас?
– Проблем в дорожном хозяйстве много. Законодательная база по размещению госзаказов на строительство по–прежнему несовершенна. В интервью вашей газете я говорил об этом не раз. Мы за то, чтобы создать равные условия для всех участников подрядных торгов. Но главным критерием для победы в них согласно Федеральному закону № 44 о контрактной системе остается уровень снижения цены контракта по сравнению с изначально заявленной. Мы предлагаем в тех случаях, если на торгах организация снижает цену контракта более чем на 15%, она должна представить план организационно–технических мероприятий, объяснить, как при такой сметной стоимости объекта она намерена сводить концы с концами.
Другое наше предложение – ограничить в смете долю средств, которые идут на обеспечение генподряда. Сейчас она порой достигает 50%. Основную же часть работ на объекте при этом выполняют малые и средние предприятия, работающие на субподряде. Естественно, от этого страдает качество, а небольшие предприятия продолжают разоряться. Наш главный оппонент при обсуждении поправок в закон № 44 о контрактной системе – Федеральная антимонопольная служба.
Экономическая ситуация в стране по–прежнему неблагоприятная, и объемы финансирования дорожного хозяйства по сравнению с прошлым годом в реальном выражении сокращаются. В большей степени это касается территориальных дорог. Мы работаем над тем, чтобы при принятии бюджета в соответствии с указанием Президента РФ дорожникам возвращали хотя бы 85% акцизных сборов. Однако на сегодняшний день мы получаем меньше половины.
Недостаточность финансирования, отсутствие полновесных контрактов приводят к сокращению фронта работ. Многие подрядные организации работают вполсилы или оказываются не у дел. Чтобы как–то облегчить их положение, Ассоциация «АСПОР» зондирует зарубежные рынки труда. Но в ближнем зарубежье они для нас по–прежнему закрыты, хотя есть опыт строительства моста через р. Нарва в Эстонии. Есть положительные примеры сотрудничества с Индией, где ОАО «Центрдорстрой» в свое время построило три крупных дорожных объекта. В других странах, где есть работа для дорожников, политические условия нестабильные. Поэтому наши подрядчики относятся к таким предложениям настороженно.
Еще одна проблема – рост цен на металл и другие строительные материалы. Повлияло на них резкое изменение курса валют три года назад. В итоге металлические пролетные строения подорожали вдвое, местные стройматериалы – на 50–75%. Соответственно, примерно на столько же сократились и объемы выполняемых работ.
– Поправки в федеральный закон о недрах, касающиеся упрощения процедуры отвода карьеров под материалы для строительства и эксплуатации линейных объектов, так и не приняты?
– Большие усилия к решению этой проблемы в свое время прилагал депутат ГД Сергей Тен. Но cделать это так и не удалось. Против поправок выступили прежде всего главы регионов. Ведь сейчас отчисления с существующих карьеров поступают в территориальные бюджеты. Передача же лицензий на пользование карьерами на безаукционной основе от заказчика генеральному подрядчику лишит региональные бюджеты этих средств. В общем, все осталось как прежде. А песок, щебень и гравий растут в цене.
– Важное направление – подготовка кадров. АСПОР каким–то образом стремится влиять на решение этой проблемы?
– В прошлом году мы только по теме применения технических регламентов Таможенного союза провели 6 семинаров, по теме ценообразования – 4 семинара. В последнее время функции подготовки кадров стали брать на себя создаваемые в ряде регионов союзы дорожников. Целенаправленно готовят специалистов в Политехническом университете Красноярска. Примечательно, что в этом же городе ежегодно проводятся выставки дорожной техники, которую местные специалисты собственными силами модернизируют. Определенная заслуга в этом дорожного руководства области, которое занимается кадровой проблемой, стараясь изменить ситуацию к лучшему.
На мой взгляд, надо больше вовлекать в подготовку специалистов бизнес. Он должен за это платить, поскольку заинтересован в подготовке квалифицированных кадров. Крупные отраслевые организации могли бы объединить средства и усилия для того, чтобы создать специальные центры подготовки специалистов. Государство не в состоянии возродить систему профессионального образования без помощи бизнеса.
В свое время Мосавтодор финансировал обучение группы студентов Московского автомобильно–дорожного государственного технического университета (МАДИ), которые поступали в вуз по его направлению. Эту практику надо возобновить, распространить ее на другие профильные учебные заведения. Кстати, в МАДИ, Московском автомобильно–дорожном колледже, Волгоградском политехническом институте утверждены специальные стипендии имени А.А. Николаева, и Ассоциация «АСПОР» уже на протяжении многих лет за счет средств специально созданного фонда выплачивает их студентам отраслевого профиля.
– Свою роль в привлечении кадров в отрасль, наверное, может сыграть повышение престижа профессии. Что для этого делает АСПОР?
– Жизнь показывает, что чаще всего в отрасли закрепляются молодые люди, чьи родители работают или работали в дорожных организациях. Об этой профессии они знают не понаслышке. Поэтому особое внимание мы уделяем династиям и всячески стараемся их поддержать. Руководители подрядных организаций вместе с представителями Ассоциации «АСПОР» проводят встречи с выпускниками школ, показывают им объекты строительства, организуют встречи с ветеранами–дорожниками. В ряде областей регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства. Для повышения престижа профессии дорожника АСПОР проводит конкурс «Дороги России».
В общем, проблем в дорожном хозяйстве немало, но, полагаю, все они решаемы. И в перспективе ситуация в отрасли изменится к лучшему.
Беседу вел
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Инициатива о введении штрафа за повторную езду без ОСАГО нашла поддержку в комитете Государственной думы…
Новая мошенническая схема приобретает масштаб в России. Речь идет о работе в паре, когда договор…
МВД России внесло изменения в административный регламент по регистрации транспортных средств, который одобрен приказом №950…
Автовладелец из Петербурга получит компенсацию от дилера в размере 3,4 млн рублей за неправильно указанный…
Параметры нового инфраструктурного сбора для авиакомпаний в России намерены определить к 1 июня следующего года.…
Настоящий раритет, подаренный генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу в 1973 году, выставлен на аукцион.…