Автор:

Как победить вибрацию

Новости транспорта

Три года назад компания «Российские железные дороги» заняла в рейтинге глобальной конкурентоспособности второе место по грузообороту, четвёртое место — по пассажирообороту и первое место по безопасности движения, энергоэффективности и защите окружающей среды.

И это первое место дорогого стоит, Проблемам экологии и воздействию на людей неблагоприятных факторов использования дорожной инфраструктуры руководство РЖД начало уделять первостепенное внимание.

Основываясь на исследованиях ученых, РЖД проводит эффективные мероприятия по борьбе с шумом и вибрацией. Они включают в себя целый перечень мер от укрытия источников шума и снижения вибрации путем устранения износа и дефектов поверхности катания колес и шлифовки рельсов до повышения гибкости системы буксового рессорного подвешивания тележек и ограничения скорости движения поездов вблизи жилых кварталов.

Однако, научный прогресс неумолимо движется вперед. Появляются новые способы решения этих проблем. Возлагая на свои плечи задачи обеспечения комфорта граждан Дирекция капитального строительства и Центральная дирекция инфраструктуры РЖД, безусловно, должны следовать в фарватере мировых тенденций и закладывать в проектирование путей современные ноу-хау противодействия вредоносной вибрации.

Неслучайно в научно-популярном производственно-техническом журнале «Путь и путевое хозяйство» (№3 за 2020 год), аффилированном с РЖД, появилась фактически программная статья «Снижение уровня шума вблизи железной дороги». Ученые в этом материале проанализировали все доступные методы борьбы с шумом и вибрацией.

Опубликованное исследование касалось мер, необходимых для устранения последствий колебаний, создаваемых при движении поезда вследствие наличия неровностей на колесах и рельсах.

Как известно, возникающие при движении динамические силы рождают колебания. Они волнообразно распространяются в виде вибраций в грунте, а из грунта попадают в фундаменты и стены подвалов. Оттуда они распространяются по всему зданию.

Колебания на верхних этажах выражены гораздо сильнее, чем на нижних. Эффекты этого явления весьма неблагоприятны. Ученые пришли к однозначному выводу, что они должны обязательно учитываться при проектировании защитных мероприятий.

РЖД всегда еще на этапе проектирования предусматривает защитные меры на месте излучения вибрации. Они направлены или уменьшение сил вибрации в источнике, или сокращение ее поступления в грунт.

Самый простой способ для снижения вибрации — применение упругих скреплений, подшпальных и подбалластных упругих элементов. Все это делается, но есть одно “но”.

Зачастую муниципальные власти городов дают разрешение застройщикам, возводящим огромные жилые кварталы, в местах, где пролегают старые нереконструированные железнодорожные пути. Таким образом заботы простых людей перекладываются “с больной головы на здоровую”.

Обязательный гигиенический контроль объектов, генерирующих шум и вибрацию, регистрация физических факторов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду и человека — прерогатива не только прокладчиков дорог, но и городских властей.

На них лежит основная ответственность. Обязанность следить за соблюдениями санитарных требований в отношении жилых помещений должна быть обеспечена на стадии разработки проектной документации жилых домов, являющихся объектами капитального строительства. Речь идет о здоровье наших граждан.

Во многих городах России об этом забыли, не смотря на то, что государство уделяет вопросам благополучия населения первостепенное внимание.

Принятая во всем мире практика обеспечения нормального существования человека игнорируется. Ужесточение Правительством России мер ответственности за нарушения, связанные с созданием сверхнормативного шума и вибрации, связано именно с подобным отношением к проблеме.