Директор Административного департамента Минтранса РФ Константин Пашков: “Указ Президента РФ – это признание заслуг университета”
В ближайшем будущем ими будут обладать все выпускники транспортных вузов.
В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики. Формирование цифровой образовательной среды – это стратегическая государственная задача, призванная в ближайшей перспективе улучшить качество жизни граждан, способствовать повышению экономического роста, национального суверенитета, конкурентоспособности страны. Транспортная отрасль, будучи драйвером роста цифровой экономики, остро нуждается в квалифицированных кадрах такого профиля. Для их подготовки системе транспортного образования нужна модернизация. О том, какие шаги в связи с этим должны быть предприняты, корреспонденту «ТР» рассказал директор Административного департамента Минтранса России Константин ПАШКОВ.
– Константин Анатольевич, Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая текущего года ориентирует транспортные образовательные учреждения страны на то, чтобы с 1 сентября 2019 года начать подготовку студентов по новым цифровым программам. Предполагается, что уже к 2024 году все выпускники транспортных вузов будут обладать необходимыми цифровыми компетенциями. За счет чего это будет достигнуто?
– Для реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» потребуется разработать образовательные стандарты Российского университета транспорта (МИИТ) и образовательные программы на их базе по всем уровням высшего образования и направлениям (специальностям) подготовки с учетом цифровых компетенций выпускников. Дело в том, что согласно Указу Президента РФ от 13 апреля 2018 года РУТ вошел в число вузов, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты высшего образования. Указ Президента РФ – это признание заслуг университета, его главенствующей роли в кадровом обеспечении и научном сопровождении развития транспортного комплекса страны.
РУТ получает право усилить, сделать более содержательными учебные программы по той или иной специальности, варьировать количество дисциплин и практик. Особенно это актуально для общетранспортных профессий, которые необходимо обогатить междисциплинарными курсами, связанными, например, с транспортной логистикой.
В рамках решения задачи модернизации системы транспортного образования в стране должны быть созданы не менее 15 научно–образовательных центров (НОЦ) мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики. Один из таких НОЦ будет сформирован на базе РУТа. Его новый статус потребует обновления не менее 50% приборной базы, которая обеспечивает выполнение научных исследований и разработок.
– Недавно наша газета рассказала о грядущей трансформации Российского университета транспорта в крупный образовательный кластер. Насколько это длительный процесс?
– Напомню, для чего в Минтрансе России приступили к разработке проекта по созданию на базе Российского университета транспорта современного многофункционального технологического кластера «Образцово». К настоящему времени материально–техническая база ведущего вуза страны значительно устарела. Судите сами: последнее масштабное обновление обширной лабораторной базы проводилось в МИИТе в 1974 году. Нуждаются в модернизации под современные потребности многие корпуса университетского комплекса. Строительство новых объектов будет вестись поэтапно, параллельно с реконструкцией существующих учебных корпусов. В строительство объектов первой очереди многофункционального технологического кластера «Образцово» планируется включить национальный центр цифрового инжиниринга, прототипирования, испытаний и сертификации интеллектуальных транспортных систем; комплекс учебно–испытательных лабораторий; фундаментальную научную библиотеку транспорта; национальный музей транспорта, конгрессно-выставочный центр. Задаче строительства комплекса учебно–испытательных лабораторий в проекте будет отведено центральное место. Возможность начала проектирования и строительства объектов кластера начиная с 2019 года должна обеспечить их включение в государственную программу РФ «Развитие транспортной системы».
В рамках выполнения поручения Президента РФ Минтранс России предлагает также выделение из Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы средств на формирование учебно–лабораторной, научно–исследовательской и испытательной базы Российского университета транспорта.
– Предполагает ли модернизация системы транспортного образования финансирование из других источников?
– Да. В рамках решения масштабных задач намечено создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и внедрению цифровых технологий, включающей венчурное финансирование. Планируется, что разработке и внедрению современных решений в области цифровой транспортной инфраструктуры, в том числе развитию интеллектуальных транспортных систем на базе РУТа, будет способствовать создаваемый государственно–частный Фонд развития цифровых технологий транспорта. Предполагается, что крупнейшие транспортные организации с долей государственного участия – ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Современный коммерческий флот», ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», Госкомпания «Автодор», ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» – будут оказывать финансовую поддержку соответствующим программам фонда. По оценке специалистов, объем средств, которые будут выделяться на возвратной основе на реализацию проектов внедрения цифровых технологий в транспортной отрасли, к 2024 году составит не менее 1 млрд рублей в год.
– В ближайшие годы в России планируется осуществить реализацию проекта ВСМ «Евразия». Насколько актуально заблаговременно начать подготовку высококвалифицированных кадров для ВСМ?
– Подготовка кадров для ВСМ уже является одной из приоритетных задач Института управления и информационных технологий РУТа (МИИТа). В 2013 году на базе этого института была создана кафедра «Высокоскоростные транспортные системы», которую возглавил первый вице–президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, курирующий развитие скоростного и высокоскоростного движения в стране. Сегодня эта тема находит свое отражение в программах и бакалавриата, и магистратуры, и специалитета, а также в программах авторских классов и повышения квалификации, реализуемых комплексом кафедр на базе вуза. Однако для подготовки работников ВСМ срочно необходимо заняться разработкой единых профстандартов, которые позволят привязать и скорректировать существующие образовательные программы под необходимые квалификационные требования.
Значительная часть базовых компетенций сохранится, поскольку ВСМ, по сути, также является железной дорогой. В то же время появятся принципиально новые требования к уровню подготовки – в связи с повышением уровня информатизации, интеллектуализации управления движением и инфраструктурой будущей ВСМ.
ВСМ – это международный проект, который российские и китайские специалисты реализуют совместными усилиями. В подобных проектах важно опираться на мировой опыт эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры, отдавая приоритет умным технологиям. Именно эти задачи озвучивались на международной научно–практической конференции «Высокоскоростные железные дороги – драйвер экономического роста», которая прошла недавно в РУТе.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»