Перевозчики должны быть заинтересованы работать легально, – Зотов

27 мая 2019 16:05

В последнее время большое внимание уделяется вопросам выведения нелегальных перевозчиков в правовое поле. На федеральном уровне рассматривается инициатива о лимитах на выдачу лицензий такси. На рынке таксомоторных перевозок по-прежнему много людей из преступного мира. Своё мнение о проблемах отрасли и способах их решения высказал председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов в интервью изданию «Бизнес Новости».

Он рассказал, что организация занимается защитой прав пассажиров всех сфер – авиации, автомобильного, железнодорожного транспорта, а также людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе в направлении развивать этой сферы. Речь об остановочных павильонах, парковках, инфраструктуре аэропортов и так далее. Одной из главных задач объединения является стремление к тому, чтобы мнение пассажира было услышано на всех уровнях власти и учитывалось при утверждении планов развития транспорта.

По словам Зотова, общей проблемой является состояние транспортных средств.

«Уровень износа автобусов в целом составляет примерно 60%, а в ряде регионов доходит до 80%. С поездами такая же проблема. У самого крупного перевозчика — «Федеральной пассажирской компании» («дочки» РЖД) — свыше 19 тысяч вагонов. Более  находятся в изношенном состоянии — без розеток, кондиционеров и т.д., что неудобно для пассажиров. Перевозчик анонсировал: будет обновлено более 3 тысяч вагонов. Этого явно недостаточно, и проблема продолжит усугубляться. Аналогичная ситуация с электричками. В Москве работают электропоезда новее, но в большинстве регионов, в том числе ПФО, ездят старые электрички», – приводит издание слова Зотова.

Он отметил, что трагедия, произошедшая с «Сухим Суперджетом 100» в Шерементьево показала, что нужны комплексные решения для того, чтобы не допустить подобного в дальнейшем.

«Одним решением не ограничиться. Необходимо говорить о том, что борт должен проходить более тщательную проверку готовности к полету. Когда ряд деталей через 15-20 минут после начала полета выходит из строя — это говорит о неготовности самолета. Важно принять программу обучения пилотов, увеличить количество часов обучения действиям во внештатных ситуациях. Сами пилоты говорят: этому уделяется мало времени. Любой самолет, заходящий на эвакуационную площадку, необходимо встречать службам оперативного реагирования. Во время трагедии в Шерементьево самолет не подал сигнал, соответственно, его не ждали ни пожарные, ни медицинские службы и так далее. Они начали подъезжать, когда стало очевидным возгорание. Нужно до пассажиров тщательнее доносить информацию о действиях во время эвакуации. Не все знают — куда идти и как действовать. После трагедии мы направили обращение в Министерство транспорта России с предложением блокировки верхних полок для ручной клади. Блокировка полок требуется не только в моменты экстренной эвакуации, но и в ситуациях, когда самолет попадает в зону турбулентности: из-за сильных ударов верхние полки могут открыться и чемоданы упасть на головы пассажиров, подобные прецеденты имеют место быть. Это решение уже будет реализовано в отечественных самолетах МС-21», – рассказал Зотов изданию.

Общероссийское объединение пассажиров было одним из инициаторов увеличения числа пунктов для комфортного и безопасного отдыха водителей. По словам руководителя организации,  необходимо системно создавать комфортные условия для работы легальных перевозчиков и всячески им помогать — чтобы работать легально было выгодно.

До 1 июля 2020 года во всех видах наземного общественного транспорта необходимо установить тахографы. При этом, по мнению Зотова, надо понимать: если за счет тахографов ограничивать время работы водителя, на дальних рейсах должны быть созданы комфортные условия для отдыха.

«Особенно это важно в темное время суток. В Европе такие пункты организованы в радиусе примерно 20 км. И каждый водитель знает: если тахограф «позволяет» ехать еще 30 минут, водитель доедет до следующей точки остановки, где есть интернет, возможность перекусить, отдохнуть», – рассказал Зотов.

В качестве мер по борьбе с нелегалами он рассказал сразу о нескольких инициативах.

«Сейчас на стадии запуска находится проект «карта нелегальных перевозчиков». Считаем, что он должен охватывать все виды транспорта во всех регионах, но начнем мы работу с межрегиональных автобусных перевозок. При поддержке общественников проект позволит системно блокировать работу нелегальных перевозчиков.  штрафов недостаточно, потому что от штрафов умело уходят. В ряде регионов, к примеру, в Кировской области, есть только один человек от Ространснадзора, который отвечает за все эти вопросы. Это неэффективно. Поэтому мы планируем создать такую платформу, где каждый может пожаловаться на нелегального перевозчика. Дополнительно необходимы более системные меры по конфискации транспортных средств: сейчас у регионов такие полномочия есть, но нет мест для такого транспорта и нет денег для оплаты расходов на эвакуацию. Здесь надо найти рациональное зерно», – подчеркнул Зотов.

Он добавил, что каждый житель города может сфотографировать «место дислокации» нелегальных перевозчиков и отправить информацию онлайн. Однако для того, чтобы люди это делали, им нужно объяснять опасность поездок с такими перевозчиками. В то же время органы субъекта или муниципалитета не должны допускать, чтобы пассажир пользовался услугами нелегалов. Когда у пассажира нет альтернативы добраться до какого-то города с легальным перевозчиком, а работает только нелегальный, пассажиру будет невыгодно сообщать такую информацию, иначе он останется совсем без транспорта.

На днях кировский автоперевозчик сообщил, что сервис поиска попутчиков БлаБлаКар переходит на работу только с легальными перевозчиками. По словам Зотова, пока это больше желание самих перевозчиков, чем факт.

«Все мы знаем, что такие сервисы — а их в России более 200 – не гарантируют ни профессионализм водителя, ни адекватность пассажира. Вторых тоже нужно проверять и вводить к ним определенные требования. Помните громкую историю в прошлом году? Девушка хотела заработать, посадила парня, чтобы довезти до города, который ее в итоге убил. Необходимо вводить требования к пассажирам, чтобы водитель мог их проверить и контролировать ситуацию. Кроме этого, водители, которые работают с подобными  БлаБлаКару сервисами, не должны заниматься регулярными перевозками. Для этого есть другая система работы, имеющая требования к стажу водителя и техническому состоянию транспортного средства», – отметил эксперт.

При этом он подчеркнул, что решение по поводу пассажиров пока не найдено, однако рациональный выход должен быть. Например, водитель, условно говоря, проверяет пассажира по аккаунтам в соцсетях или другим способом. Есть большое количество мужчин со «справками о своем здоровье», которые бронируют поездки у водителей-девушек для определенных целей.

Руководитель Общероссийского объединения пассажиров также рассказал о том, что в России сегодня создаются условия для райдшеринга.

«В некоторых городах на западе есть специальные парковочные места для автомобилей, которые занимаются совместными поездками. Для них даже предусмотрена возможность проезда по выделенным полосам. Есть льготы от работодателей, которые стимулируют таких водителей. Когда, допустим, группа сотрудников одного микрорайона едет до работы. Райдшерингом занимается категория профессиональных водителей, зарегистрировавшихся в определенной системе. Добавлю, что райдшеринг — это не перевозка на автобусе, это перевозка пассажиров на легковом автомобиле людей. Нам еще многое в этой сфере предстоит сделать, опираясь на самые успешные практики», – рассказал Зотов.

В то же время эксперт отметил обсуждаемый в Общественной палате РФ законопроект о такси, который прошёл первое чтение.

«Законопроект наконец-то выводит агрегаторов в правовое поле. Предлагает до 2 млн рублей увеличить страховую выплату в случае, если пассажир такси получил травму. Сейчас выплата происходит только по ОСАГО, пассажир может получить до 500 тысяч рублей, в то время как на всех видах общественного транспорта — автобусах, троллейбусах — выплата составляет до 2 млн рублей. Документ предусматривает появление федерального реестра водителей. Сейчас водитель, совершивший серьезное нарушение, может переехать в другой регион и продолжить работать. Речь о грубых правонарушениях, к примеру, ДТП по вине водителя с жертвами. Мы предлагаем создать федеральный реестр, чтобы исключить возможность для работы злостных нарушителей. Предлагается ужесточить требования к проверке водителей для выдачи разрешения для работы в такси. Мы и ряд другие общественных организаций (к примеру, «Синие ведерки») предлагаем смотреть информацию о водителе по медицинским базам — состоял ли, допустим, на учете у психотерапевта. Обязательно смотреть по базам полиции — может, он совершал действия насильственного характера в отношении других людей. Таким образом удастся отсечь большой пласт водителей, которые являются преступником. На этом рынке большое количество людей работают из этого мира», – считает Зотов.

Он подчеркнул, что базовая задача – сделать так, чтобы на рынке работали профессионалы, потому что для профессионала получение тех или иных разрешений не составит никакого труда. В Общероссийском объединении пассажиров предлагают выдавать разрешения бесплатно – через МФЦ.

По словам Зотов, сегодня водителям для «трудоустройства» достаточно водительских прав, а зачастую даже и их нет. Они берут в аренду такси (в Москве это стоит 1-1,5 тысячи рублей в сутки) — и выходят на линию. Никаких проверок.

«В Москве проходили рейды, задержали большое количество людей, у которых даже нет водительских прав. Это говорит о том, что у агрегаторов отсутствует дополнительная проверка данных о водителях. Конечно же, необходимо создавать национальную систему контроля за легкомоторными перевозками. Создание такой системы на себя должно взять государство. Подобная система будет создана в этом году в Москве, и агрегатор в любой момент может отключить водителя за нарушение – превышение скорости, угрозу жизни другим пассажирам и так далее», – подчеркнул Зотов.

В то же время, по его мнению, пассажиры о своих правах знают редко и вспоминают о них только тогда, когда попадают в ДТП и встает вопрос: кто оплатит лечение, кто возместит потери.

«Во время приезда делегации высокопоставленных чиновников перекрывается движение. Это является нарушением прав потребителей и тех же пассажиров автобусов или такси, которые в этот момент простаивают? Любое перекрытие необходимо организовывать таким образом, чтобы пассажиры имели возможность добраться до тех или иных объектов социальной инфраструктуры. На примере Москвы: даже если движение перекрывается, все равно работает общественный транспорт . Может, не с тех же привычных остановок, к которым люди привыкли, но информирование людей происходит и каждый сможет добраться в нужную точку», – отметил эксперт.

Говоря о законопроекте, предусматривающем лишение свободы на срок до 12 лет за ДТП с погибшим,  произошедшие по вине водителей в нетрезвом состоянии, он подчеркнул, что Общероссийское объединение пассажиров поддерживает эту инициативу. В организации считают, что дополнительно к этому нужно вводить и проверку на алкогольное опьянение водителей. Не бороться с последствиями, а предотвращать. Чтобы водитель не мог сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения. То же самое – с машинами на рынке каршеринга, когда любой может взять за несколько минут машину и поехать на ней. Сейчас в них отсутствуют алкозамки. Необходимо совместно с бизнесом, считает Зотов, внедрять современные решения во все транспортные средства, но недорогие, чтобы они значительно не влияли на стоимость поездки.

«Алкозамки во многих странах работают. Если говорить о такси, то, допустим, в США ограничивают количество выданных лицензий. Если лимит выдан, а ты тоже хочешь работать на этом рынке, необходимо встать в очередь и ждать места. В таком случае за каждым водителем осуществляется более четкий контроль. Проработали лишние пять минут — гигантские штрафы. Уже не говоря о наказании за алкоголь — сразу лишаются лицензии и перестают работать на этом рынке. У нас ничего этого нет», – рассказал Зотов.

В России подобная инициатива находится на рассмотрении в Москве.

«Скорее всего, это сначала будет внедрено в столице, потому что Москва готова к этому, пассажиры жалуются на большое количество непонятных водителей. Такие ограничения позволят и самим водителям зарабатывать, потому что поездка за 90 рублей по Москве ниже расходов, которые несут водители. Нужно понимать, что такси это не в полной мере общественный транспорт. Этот транспорт чуть-чуть должен быть дороже, чтобы пассажиры за эту сумму получали все меры безопасности, комфорта и так далее», – подчеркнул руководитель Общероссийского объединения пассажиров.

Ещё одна инициатива, в продвижении которой участвовала организация, связана с ужесточением ответственности за высадку детей на мороз из общественного транспорта. Она уже подготовлена и проработана и планируется к принятию в осеннюю сессию Госдумы.

«Сейчас обсуждаем еще одну важную инициативу — покупку льготных билетов в формате онлайн, потому что пассажиры с Дальнего Востока жалуются: вынуждены приезжать с сельских территорий в большой город и ожидать очередь до 10-15 часов, чтобы купить билет. Мы уже подготовили решение, чтобы через портал госуслуг люди могли пройти проверку (как это было во время выборов президента). Эта инициатива поддержана большинством наиболее крупных авиакомпаний. Минтранс сейчас занимается технической стороной этого решения. Ещё одна наша инициатива, которая рассматривается, — о компенсациях на железнодорожном транспорте. На железнодорожном транспорте в случае возникновения каких-то форс-мажоров в поезде нет ни воды, ни питания. Плюс ограничено количество энергии, и на случай остановки поездка в Сибири или на Урале на сутки-двое необходимо вызывать вертолет и экстренно эвакуировать пассажиров. Системно проблема не решена, как в авиации, где пассажиры могут получить и питание, и воду, и проживание. Я в прошлом году сам оказался в такой ситуации, когда поезд остановили в Ростове-на-Дону. Мне было куда уйди, а люди сутки жили в поезде без каких-либо условий», – поделился глава Общероссийского объединения пассажиров.

Относительно в целом развития инфраструктуры Зотов высказал мнение, что этим должен заниматься муниципалитет.

«Стандарты должны приниматься на федеральном уровне, а техническое воплощение — на местном: какой цвет, в каком количестве, должен ли быть интернет, розетки на остановочных павильонах и т. д. Такие тонкости решаются на местном уровне. Конечно, частные инициативы необходимо поддерживать. Таких много, например, в Севастополе предприниматели устанавливали остановки, и это одни из самых передовых остановок. Можно и в интернет бесплатно выйти, и посмотреть модернизированную карту маршрутов, все это очень важно для обычного человека. Чтобы ночью, на остановке мог, к примеру, сообщить в полицию, если что-то не так. Еще эти остановки оснащены видеонаблюдением, чтобы пассажир чувствовал себя в безопасности даже на этом объекте транспортной инфраструктуры. Но каких-то государственных системных мер по поддержке частного бизнеса в развитии транспортной инфраструктуры не существует, кроме таких глобальных проектов, как Крымский мост или строительство вокзалов, железных дорог, ВСМ. Там все это есть, но на другом уровне, где мог бы поучаствовать малый бизнес, ничего этого нет. Хотя сам малый бизнес понимает: будет благоустроена остановка — больше людей будут ожидать транспорт, и там, условно говоря, можно поставить точку по продаже кофе. Такие остановки установлены в Краснодаре, когда и остановка, и павильон для кофе — это как раз была частная инициатива», – рассказала Зотов.

Он также поделился впечатлениями о рабочих поездках в другие регионы и страны.

«В Берлин ездил по рабочим вопросам, в том числе обменивались мнениями по развитию транспортных систем. В этом году я не первый раз там был. Ездил в Мюнхен, смотрел, как у них работает система транспорта, которая считается одной из передовых в мире. Там активно развит и единый проездной билет, и маршруты. Нужно постоянно учиться лучшим практикам. В прошлом году я был в Индии — в Дели. Знакомился с работой авиасообщения, водного транспорта. Конечно, есть чему поучиться. Практиками нужно обмениваться, чтобы предлагать в России новые, уникальные регенты, которых в нашей стране не было раньше и они будут эффективно адаптированы в нашу среду», – рассказал Зотов.

В качестве примера интересных практик он упомянул Мюнхен, где электрички являются городским видом транспорта, как автобусы. Они интегрированы в систему. По одному билету можно проехать как на электричке, так и на автобусе. По словам эксперта, подобные системы будут создаваться в Москве. Речь идёт о Московском центральном диаметре, когда через всю Москву будут ходить электрички в тактовом режиме 5 минут. Пассажир приходит на остановку и с единым билетом может ехать, не задумываясь, когда придет электричка.

Ранее сообщалось, что эксперты предложили устанавливать в самолётах блокировку верхних полок ручной клади.

МНЕНИЯ
ЗА РУБЕЖОМ