Владимир Шутько: Развитие морского транспорта на Дальнем Востоке – стратегическая задача

12 марта 2019 18:03

Развитие морского транспорта на Дальнем Востоке является стратегической задачей, — своё мнение об этом высказал руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» Владимир Шутько в интервью изданию «Морские порты». Беседа приведена на портале «Морские вести России».

Согласно комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, принятому Правительством РФ в сентябре 2018-го, через пять лет с начала реализации данной программы мощность дальневосточных портов должна вырасти на 36,6% – до 130,7 млн тонн, а объем перевозок по Северному морскому пути – до 80 млн тонн.

Говоря об итогах  деятельности морских портов региона за 2018 год, Владимир Шутько отметил, что по данным за десять месяцев суммарный грузооборот портов вырос на 7% – до 27,3 млн тонн, а количество заходов судов увеличилось более чем на 2 тысячи.

Основную долю грузооборота составляет углеводородное сырье, которое перерабатывает созданный специально для этих целей порт Пригородное, это порядка 17 млн тонн в год. Рост грузооборота также обязан увеличению экспорта угля и активной деятельности стивидора порта Шахтёрск. Часть портов специализирована на переработке рыбной продукции и также показывает стабильные результаты, наиболее интенсивное судоходство рыбопромысловых судов происходит в портах Невельск и Петропавловск-Камчатский.

В целом на протяжении последних лет грузооборот портов ежегодно растёт в основном за счет экспорта угля и наливных грузов в КНР, Японию, Республику Корею, Филиппины, Таиланд и другие страны. По мнению руководителя, позитивная тенденция должна сохраниться.

Одной из главных функций капитанов морских портов является обеспечение безопасности мореплавания в регионе. Эта задача выполняется на высоком профессиональном уровне и в полном объеме.

В морских портах действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту, ведется круглосуточный контроль его соблюдения. Осуществление портового контроля является процессом непрерывным, как система он постоянно совершенствуется, в том числе с использованием накопленного многолетнего опыта. Одним из звеньев обеспечения безопасности является координация действий служб капитанов портов с лоцманскими службами и СУДС, операторами причалов.

Во всех морских портах и терминалах ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» установлено береговое оборудование и программные комплексы АИС «Транзас», предназначенные для мониторинга судов в режиме реального времени в зоне ответственности АМП с последующей передачей данной информации в Морской спасательный подцентр, находящийся в г. Южно-Сахалинске, с аккумулированием информации и выводом общей картины расстановки судов по всем портам, что обеспечивает помощь в операциях по поиску и спасанию.

Филиалы ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» объединены в  защищенную корпоративную сеть каналами связи VPN, что позволяет производить настройку и управление оборудованием всех портов и терминалов из центрального офиса, а также ускоряет информационный обмен между удаленными офисами. имеется возможность проведения видеоконференц-связи как отдельно с любым портом, так и всем вместе с возможностью подключения к внешнему абоненту. Каждый порт, каждый терминал может организовать видеоконференцию с внешним абонентом.

Как отметил Шутько, в связи с открывшимися для Петропавловска-Камчатского перспективами стать международным транспортным узлом на Севморпути и в целях усиления государственного контроля безопасности судоходства, минимизации аварийности флота и в целом обеспечения безопасного мореплавания в порту и на подходах к нему сегодня возникла необходимость создания в Авачинской губе системы управления движением судов (СУДС).

Из-за удаленности некоторых портов ощущаются трудности с кадрами. Однако здесь выручает отлаженная и организованная система подготовки, включающая проведение технических занятий, обучающих видеоконференций, позволяет готовить настоящих специалистов, знающих свое дело.

Портовая инфраструктура региона в последние годы активно развивается, реализован ряд проектов, а многие находятся на той или иной стадии реализации. Основная задача АМП – обеспечить работу портов в бесперебойном режиме при неукоснительном выполнении требований безопасности мореплавания, а также обеспечить в рамках своей компетенции помощь в реализации проектов.

Например, морской порт Корсаков стал частью свободного порта Владивосток, и операторы морских терминалов наметили обширные планы по развитию инфраструктуры порта, среди них и строительство пассажирского вокзала, и создание кластера по переработке морских биоресурсов.

АО «Корсаковский морской торговый порт» приступило к реализации проекта модернизации и перевооружения кранового оборудования. Как отметил руководитель, развитие данных проектов напрямую связано с решением проблемы недостатка причалов в морском порту Корсаков и необходимостью проведения работ по дноуглублению.

В то же время благодаря федеральной целевой программе по развитию Курильских островов в терминалах Южно-Курильск, Курильск были построены причалы для приема и обслуживания пассажирских судов.

В терминалах Невельского морского порта проходит процесс модернизации причальных сооружений. Стивидорными компаниями и ФГУП «Росморпорт» рассматривается вопрос о возможности проведения дноуглубительных работ, что позволит увеличить проходную осадку судов до 11 метров и принимать суда большей грузоподъемности.

Из наиболее активно развивающихся портов стоит выделить морской порт Холмск. В рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» был предусмотрен ряд мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры порта: реконструкция береговых защитных сооружений, модернизация железнодорожного паромного комплекса для развития паромного сообщения Ванино – Холмск, дноуглубительные работы, строительство двух железнодорожных паромов проекта CNF11 по техническому заданию Росморречфлота на Амурском судостроительном заводе.

В рамках госпрограммы в Северной гавани морского порта Холмск в 2016 году был построен волнолом островного типа. В настоящее время в морском порту закончен текущий ремонт подъемно-переходного моста паромной переправы пускового комплекса первой очереди причала №4. В период с 01.07.2018 г. по 30.12.2019 г. производится реконструкция входных молов порта.

Также динамично развивается портовая инфраструктура морского порта Петропавловск-Камчатский. В рамках ТОР здесь реализуется программа по развитию круизного туризма. По заказу Росморречфлота построен новый морской вокзал, оптимизирована работа морского пункта пропуска, налажена координация деятельности государственных контролирующих органов со службой капитана порта для того, чтобы свести к минимуму время оформления круизных лайнеров. Была проведена также работа по подготовке материалов по земельным участкам порта с целью изменения пределов пункта пропуска, результатом которой стал соответствующий приказ Минтранса России.

Одним из самых значимых проектов, анонсированных в минувшем году, стал проект ПАО «НОВАТЭК» по созданию в Камчатском крае морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа. Терминал планируется построить в Бечевинской бухте. Предполагается, что строительство СПГ-терминала снизит стоимость транспортировки российского СПГ в Азию.

Организация перевалки на тихоокеанском побережье в незамерзающих акваториях позволит сократить количество дорогостоящих танкеров арктического класса и использовать более доступные суда, сокращая затраты на транспортировку почти вдвое. Реализация проекта окажет значительное влияние на развитие транспортной инфраструктуры региона.

Проектом века можно назвать мост на Сахалин,  он вызывает большой интерес среди отраслевых специалистов. Для того чтобы мост был экономически оправдан, он может стать элементом крупной инфраструктурной системы, в которую войдут также мост на Хоккайдо и как минимум один новый морской порт. Для строительства порта на Сахалине рассматриваются три места: Поронайский район, Корсаковский (Пригородное) и Томаринский (Ильинское).

Мост должен будет соединить потенциальные промышленные районы Восточной Сибири и Якутии, где имеются запасы угля, и создать условия для выхода к морю, чтобы экспортировать этот уголь на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и скорее обеспечить собственную окупаемость.

Что касается круизных судов,  то в 2018 году число их заходов в региональные порты увеличилось по сравнению с прошлым годом. Рост связан с работой пассажирской линии Сахалин – Курилы и увеличением интереса к региону со стороны круизных операторов. Порт Корсаков в течение десяти месяцев посетили семь круизных судов из Японии и США (в том числе Sun Princess, Diamond Princess, Silver Explorer, Caledonian Sky, Bremen), которые перевезли более 9 тысяч пассажиров. Также в летний период осуществляла работу пассажирская паромная линия Корсаков – Вакканай (Япония).

В связи с развитием пассажирского направления Петропавловский филиал ФГУП «Росморпорт» организовал работы по замене отбойных устройств на причалах №5, 6, 7, 8 (причалы для постановки пассажирских судов) и реконструкции фасадной стенки причалов №6, 7, 8. Работы проводились в период апреля-мая 2018 года. Причалы №6 и №7 были включены в Технологическую схему постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ в морском порту Петропавловск-Камчатский.

На данный момент причал №5 может принимать пассажирские суда длиной 111 метров и осадкой 8,8 метра. Причалы №6, 7, 8 могут принимать пассажирские суда длиной 294 метра и осадкой 9,4 метра. В результате из 12 пассажирских судов, посетивших в 2018 году морской порт Петропавловск-Камчатский, 8 обрабатывались у причалов порта, в том числе лайнеры Pacific Venus из Японии и Amsterdam из США. Последний раз швартовка пассажирских судов такого класса к причалам морского порта осуществлялась в середине 90-х годов.

Развитие морского порта Петропавловск-Камчатский и строительство пассажирских морских судов позволит возобновить регулярное пассажирское сообщение на линии Петропавловск-Камчатский – Владивосток, а также вдоль побережья Камчатского полуострова. Мероприятия по строительству или приобретению морского автомобильно-пассажирского парома для организации регулярного морского пассажирского сообщения между полуостровом Камчатка и портами Дальневосточного федерального округа включены в государственную программу «Развитие транспортной системы».

По итогам совместной работы Правительства Камчатского края и ФКУ «Дирекция госзаказчика» Росморречфлота в 2016 году разработан эскизный проект автомобильно-пассажирского парома CNF22 вместимостью до 150 пассажиров и до 70 автомобилей.  Строительство парома не просто повысит мобильность населения, но и, что немаловажно, создаст альтернативу воздушному сообщению и позволит увеличить туристический поток в регион.

МНЕНИЯ
ЗА РУБЕЖОМ