Как реформировать транспорт в Барнауле, — Зотов

22 февраля 2019 20:02

Председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов проанализировал возможные пути реформирования транспорта в Барнауле. Своим мнением он поделился с altapress.ru.

Ознакомившись с ситуаций на транспорте в краевой столице, председатель ООП отметил следующее.

«Я бы не сказал, что в Барнауле все совсем уж плохо. Надо поездить по России, чтобы понять: бывают ситуации гораздо хуже, — сказал Зотов.

Тем более, что у вас есть точки роста: рядом миллионник Новосибирск и популярные места отдыха, такие как Белокуриха. Это создаёт возможности для того, чтобы к вам приходили новые транспортные компании, и надо обеспечивать условия для их работы.

Из конкретных примеров — это, конечно, Москва. Она постоянно ищет новые решения на основе мирового опыта. И Барнаулу надо расти в этом же ключе, хотя я понимаю ограниченность бюджета.

Это значит, что, прежде чем развивать транспорт, надо расставить приоритеты: либо мы делаем город удобным для общественного транспорта, либо для личных автомобилей. Мировой опыт подсказывает: не надо создавать преференции для частных автомобилистов. Их следует делать для автобусов, троллейбусов и трамваев.

Такой подход подразумевает выделенные полосы для общественного транспорта и платные парковки в центре города с фиксированной ценой.

Что делать, если не все жители поддержат идею?

Острый момент неизбежен. Есть те, кто никогда не сможет ездить в автобусах, поэтому нужно аккуратно и с пониманием относиться к этому вопросу, обсуждать решения с жителями. В Москве тоже много недовольных тем, что парковка в центре стоит 380 рублей в час. Но это приводит к тому, что туда меньше едут на личных машинах, освобождая дороги для общественного транспорта.

Также добавлю, что в Барнауле надо развивать рельсовый транспорт, что не так затратно по сравнению с другими видами транспорта. Мюнхен и Гамбург стали благодаря этому гораздо мобильнее».

Говоря о платных парковках, Зотов отметил:

— Я бы сказал так: одна из проблем развития транспорта в России — отсутствие у чиновников компетенций и понимания, зачем транспорт нужен. А это базовая вещь, которая влияет на развитие экономики.

Кроме того, не хватает единого центра управления транспортной системой. Электрички, городской транспорт, пригородный, межмуниципальный — все разрозненно. В Москве же все виды транспорта объединили в одну систему. То же самое — в Мюнхене. Там есть транспортная дирекция, которая разрабатывает маршрутную сеть, собирает деньги, перераспределяет их между участниками рынка. Такая модель более эффективна.

Что касается платных парковок, то тут самое главное — ввести эффективную систему контроля за нарушителями. В Санкт-Петербурге, например, этого не сделали. Там мало контролёров и эвакуаторов. Поэтому все паркуются в три ряда, общественный транспорт не может доехать, есть проблема с очисткой от снега. Тут очевиден приоритет личных автомобилей.

Относительно нелегальных перевозчиков: нужно ли бороться с ними, и если да, то как это делать?

В ноябре 2018 года на транспортной неделе, ключевом отраслевом форуме в России, мы презентовали идею проекта «Карта нелегальных перевозчиков», — указал Зотов. — Условно говоря, это будут сайт и мобильное приложение, через которые любой желающий может добавить информацию об автобусах-нелегалах, места их дислокации, время отправления и другие данные.

Для чего это нужно? Контрольно-надзорные органы часто не принимают должных мер против представителей теневого сектора, потому что у них нет времени на их поиск. Мы за них делаем половину работы.

Сайт пока в разработке, через пару месяцев мы его планируем запустить. Портал будет сделан в духе проектов «Карта убитых дорог» и «Карта свалок» Общероссийского народного фронта (ОНФ). Они уже доказали свою эффективность, так что не нужно изобретать велосипед.

Общество должно реагировать на такое явление, как нелегалы. Согласно недавно опубликованной на сайте ГИБДД информации, «серые» перевозчики — главная проблема, которая беспокоит людей в сфере транспорта. Они не проходят техосмотр и медосвидетельствование, нередко выходят в рейс уставшими или даже в состоянии наркотического и алкогольного опьянения.

На вокзалах их сейчас почти не встретишь (если брать Москву): они ищут пассажиров c помощью сервисов типа BlaBlaCar, а также аналогичных ресурсов. Нам известны 236 таких сайтов, и мы выступаем за их блокировку, потому что они позволяют бронировать перевозку у перевозчика, не обеспечивающего безопасные условия проезда и подвергающего риску жизнь наших граждан.

При борьбе с нелегалами мы должны понимать, почему они появляются. Это — нехватка легального транспорта, высокая стоимость проезда в нём и неудобное расписание рейсов. Отсюда много обращений, например, из Кемеровской области, с посылом «не закрывайте нелегалов, нам тогда будет не на чем ездить между городами». Это важный сигнал власти: нужно сохранить мобильность пассажиров.

Но следует понимать, что нелегалы не платят налоги и несут меньше издержек, чем легальные транспортные компании, и получают таким образом несправедливое конкурентное преимущество.

Нужно работать с нелегалами в конструктивном ключе и мотивировать их легализоваться. Так недавно поступили в Башкирии с подачи их губернатора. За 1,5 месяца Уфу избавили от «серых» перевозчиков. Там более 100 автобусов перешли в легальный бизнес и ездят по тем же маршрутам, при этом соблюдают все правила и платят налоги.

Кроме того, у «серых» перевозчиков появится мотив переходить на легальное положение, если правительство примет госпрограмму стимулирования обновления парка подвижной техники. Помощью можно будет воспользоваться только работая «по-белому».

Кстати, разработать такую программу председателя правительства РФ Дмитрия Медведева попросила депутат Госдумы от Алтайского края Наталья Кувшинова. Как я знаю, ее обращение вызвано в том числе ситуацией в Барнауле, где работа транспорта воспринимается весьма критично», — сказал председатель ООП.

Как обновить городской автобусный парк?

Программа такого обновления должна предусматривать субсидии на покупку нового подвижного состава у российских производителей, а также льготный лизинг, считает Зотов. Если ставка по нему будет 5% годовых вместо 20−25%, которые сейчас есть в коммерческом лизинге, перевозчикам это будет интересно и позволит планово обновлять подвижной состав.

Государству это выгоднее, чем ждать полной остановки отрасли, о чём ООП предупреждает на разных уровнях. Особенно беспокоит ситуация с сельским транспортом — там ездят автобусы, которым по 30−40 лет. Они изношены максимально, и никто не может дать гарантии, что в определённый момент люди не останутся без возможности выехать из своего населенного пункта.

Перевозчики и сами должны искать возможности для роста, оптимизировать свою работу. Например, максимально переходить с наличной платы на безналичную, устанавливать современные системы оплаты, заметил Зотов.

Также Зотов напомнил о примерах, когда транспортные предприятия, в том числе муниципальные, которые раньше приносили убытки, с новыми эффективными управленцами выходили на новый уровень. Например, в Коврове Владимирской области транспортное предприятие в прошлом году из безубыточного стало прибыльным и покупает по 4−5 новых троллейбусов в год. Через 3 года они имеют возможность полностью обновить подвижной состав.

Отвечая на вопрос о том, каковы три инициативы объединения, которые должны улучшить положение пассажиров в России, Зотов сказал:

«Первое — нужно предоставить право бесплатного проезда в пригородных поездах детям с 5 до 7 лет. Потому что до 5 лет он бесплатен, с 7 предоставляется скидка 50%, а между этими возрастными категориями никаких льгот не предусмотрено, и родителям приходится покупать ребенку билет за полную стоимость.

Второе. Мы добиваемся того, чтобы ввели ответственность для авиакомпаний за овербукинг, если от такой практики страдают пассажиры. Сейчас если вам отказали в полете из-за овербукинга, компенсацию вы сможете получить только через суд, потратив немало сил и времени.

Нужно установить выплаты, чтобы компании не использовали овербукинг, а пассажир получал достойную компенсацию не месяцы спустя, а день в день. Она должна составлять от 8 до 22 тысяч рублей, конечная сумма выплат будет определяться дальностью полёта и классом обслуживания. В настоящий момент эта инициатива находится на проработке в Минтрансе РФ.

Третье. Нужно расширить практику невозвратных билетов на поезда. Пока их продают только в купе и СВ и общие вагоны. Плюс планируем вывести плацкарты из регулируемого сегмента в нерегулируемый. Это создаст возможность динамично образовывать цены на основании баланса спроса и предложения. Таким образом средняя стоимость билета в плацкарт должна сократиться примерно на 15%», — подытожил Илья Зотов.

Ранее сообщалось,  что ООП найдет рычаги для запуска поезда «Ласточка» из Барнаула.

МНЕНИЯ
ЗА РУБЕЖОМ