Виталий Григорьев: Пассажир поезда может сэкономить до 30 процентов на абонементе

6 февраля 2019 13:02

Генеральный директор АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) Виталий Григорьев уверен, что пассажиры могут сэкономить на поездках в поездах до 30 процентов их стоимости. О том, как это сделать и о многих других создаваемых для пассажиров удобствах он рассказал изданию «Гудок».

– Виталий Витальевич, с какими результатами СЗППК закончила 2018 год?

– Оказывая услуги по организации пригородных железнодорожных перевозок, мы в первую очередь концентрируемся на ожиданиях клиента. На основе обратной связи, замечаний, пожеланий и мнений формируем комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня обслуживания пассажиров. Важно предоставлять качественные сервисы, делающие поездки в пригородных поездах максимально комфортными.

Среди преобразований прошлого года хочу отметить работу по расширению линейки продуктов и услуг, покупку нового подвижного состава, развитие инновационных сервисов, расширение географии курсирования электропоездов «Ласточка» и гибкую тарифную политику.

В прошедшем году мы перевезли более 80 млн пассажиров, что на 5% превышает итоги 2017 года. Это самый высокий показатель за последние 8 лет. Пассажирооборот составит более 3 млрд пасс.-км, или 105%, к 2017 году. Средняя населённость поезда возросла на 4% и достигла 25 человек на вагон, средняя дальность поездки пассажира составила 38 км.
Одним из результатов взаимодействия с субъектами Российской Федерации стало расширение географии курсирования электропоездов «Ласточка» и увеличение их количества на действующих маршрутах.

С 22 октября были назначены в ежедневном обращении две дополнительные пары «Ласточек» в направлении Выборга. Интервалы между поездами на данном участке сейчас составляют в среднем 2 часа. С 15 марта переведена на обслуживание составами «Ласточка» одна пара поездов на участке Санкт-Петербург-Балтийский – Калище, а с 9 декабря приобретённые компанией электропоезда «Ласточка» начали обслуживать участок Санкт-Петербург-Главный – Тосно. За счёт скоростных характеристик этого подвижного состава и сокращения количества остановок удалось в среднем на 14 минут сократить время в пути следования на маршруте.

«Ласточки» эксплуатируются компанией с 2015 года. Мы видим, что всё больше пассажиров делают выбор в пользу этого комфортабельного подвижного состава даже при наличии альтернативы в виде традиционной электрички. Более 8 млн пассажиров перевезли электропоезда «Ласточка» в зоне обслуживания Северо-Западной пригородной пассажирской компании в 2018 году, что на 65% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Сегодня доля перевозок электропоездами «Ласточка» составляет почти 20% в общем объёме пассажирооборота. С момента запуска ими воспользовались более 17 млн пассажиров.

Летом 2018 года свыше 31 тыс. зрителей и волонтёров чемпионата мира по футболу воспользовались бесплатным проездом в пригородных поездах в зоне обслуживания СЗППК.

Наши возможности были задействованы для перевозки участников и гостей Главного военно-морского парада. Компания назначила дополнительно 12 пар поездов на участке Санкт-Петербург – Ораниенбаум.

С 24 декабря возобновилось движение пригородных поездов на участке Угловка – Боровичи, а с 9 января нынешнего года три дополнительные пары пригородных поездов назначены на участке Великий Новгород – Рогавка.
Забегая вперёд, отмечу, что компания уделяет большое внимание развитию пригородного железнодорожного туризма. С этой целью с 26 января дополнительные пригородные поезда начали курсировать на участке Великий Новгород – Будогощь – Гамзино. Пассажиры данного маршрута могут добраться от Великого Новгорода до горнолыжного курорта «Любогорье».

В праздничные дни мы традиционно не только увеличиваем составность, но и назначаем дополнительные поезда. Так было и в прошедшие новогодние праздники. В рамках сотрудничества компании и Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга в январе курсировали «Лыжные стрелы».
Компания ведёт постоянную работу по запуску новых маршрутов. Совместно с правительством Ленинградской области прорабатываем вопросы назначения поездов «Ласточка» сообщением Санкт-Петербург – Тихвин, увеличения размеров движения пригородных поездов в сообщении Санкт-Петербург – Ивангород и Сланцы, а также возможность восстановления железнодорожного сообщения с городом Светогорск. Совместно с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга рассматриваем вопрос увеличения размеров движения на сестрорецком направлении.

В рамках развития пригородной пассажирской инфраструктуры в 2018 году СЗППК выполнены проектно-изыскательские работы по строительству турникетных комплексов на станции Ораниенбаум. Их установка, а также строительство двух турникетных комплексов на станции Мельничный Ручей запланированы на 2019 год. Силами компании ведутся проектно-изыскательские работы по строительству транспортно-
пересадочного узла «19-й км». В 2019 году запланировано прохождение проектом государственной экспертизы с последующим получением разрешения на строительство и строительством объекта с учётом выноса сетей ОАО «РЖД» в период с 2020 по 2021 год.

– Растущие объёмы перевозок ставят вопрос о состоянии подвижного состава. Обновляется ли парк электропоездов?

– Курс развития компании направлен на то, чтобы поездка в пригородных поездах была максимально удобной. Решение этой задачи напрямую связано с обновлением подвижного состава.

На сегодняшний день СЗППК приобретены в лизинг четыре пятивагонных электропоезда серии ЭС2Г «Ласточка». Они курсируют на участке Санкт-Петербург – Тосно.

В течение двух последних лет в аренду СЗППК были переданы 10 электропоездов серии ЭД4М, ранее эксплуатировавшихся ООО «Аэроэкспресс». Головные вагоны составов оборудованы экологически чистыми туалетными комплексами. Вагоны соединяются герметичными переходами. Каждый вагон оснащён системой поддержания микроклимата салона. Пассажирский салон оборудован кресельными блоками 1-го и 2-го классов, которые имеют подголовники, убирающиеся подлокотники, складные столики. Для размещения багажа и личных вещей в каждом вагоне установлены багажные стеллажи, над окнами вдоль стен салона расположены багажные полки, между окнами – вешалки для одежды. Салоны оборудованы системой оповещения, переговорными устройствами, обеспечивающими связь с машинистом. Данные поезда используются на витебском направлении.

Мы не только закупаем новый подвижной состав, но и регулярно занимаемся ремонтом арендуемого вагонного парка. В прошлом году девять составов, эксплуатируемых на балтийском и витебском направлениях, были оборудованы экологически чистыми туалетными комплексами. Сегодня 82% эксплуатируемых в зоне обслуживания компании электропоездов оснащены такими комплексами. Остальной парк будет списан в 2019–2020 годах. Таким образом, в 2020 году весь эксплуатационный парк подвижного состава будет оснащён экологически чистыми туалетными комплексами. На особом контроле уборка и наличие в них гигиенических принадлежностей.

– Какие технологические новшества в сервисах появились у пассажиров?

– Наш безусловный плюс – соблюдение расписания, скорость, безопасность и экологичность. Но эти преимущества важно подкреплять клиентоориентированным подходом. Одно из направлений повышения качества пригородных пассажирских перевозок связано с развитием технологичных сервисов.

Компания постоянно расширяет каналы продаж и способы оплаты проездных документов. Покупая билет с помощью смартфона, пассажир экономит время на поход в кассу и стояние в очереди. С 2017 года действует скидка 5% при приобретении билетов через мобильное приложение «Пригород». Количество билетов, оформленных таким образом, с каждым днём увеличивается. В 2017 году доля продаж проездных документов посредством мобильного приложения от общего количества платных разовых проездных документов составила 0,9%, или 777 билетов, среднесуточно, в 2018 году – уже 6,6 %, или 5721 билет. В отдельные дни доля продаж достигала 8,2%, а количество оформленных билетов – 7535 в сутки. Всего с момента запуска с помощью мобильного приложения «Пригород» было оформлено более 1 млн 700 тыс. билетов.
В начале этого года каналы интернет-сервисов были расширены за счёт начала продаж проездных документов на поезда пригородного сообщения через мобильное приложение «РЖД Пассажирам».

Постоянно увеличивается количество касс и билетных автоматов, принимающих к оплате банковские карты. В сентябре минувшего года введены в эксплуатацию 100 новых терминалов самообслуживания с функцией оплаты только по банковской карте, допускающих использование ЕЭБ «Подорожник». С 30 до 65 увеличено количество станций, обустроенных терминалами с функцией оплаты по банковской карте, с 56 до 60 выросло число станций, снабжённых терминалами самообслуживания.

В рамках инвестиционной программы проведена замена турникетного оборудования Балтийского, Ладожского вокзалов, вокзала города Выборга, введена в эксплуатацию турникетная линейка станции Рощино.

Другое новшество касается Wi-Fi в электропоездах. Сегодня трудно представить жизнь без Интернета, доступ к Сети необходим и во время поездки на электричке. В 2018 году 12 электропоездов «Ласточка» были оборудованы доступом к сети Интернет по технологии Wi-Fi и к бортовому мультимедийну порталу Lastochka.Center, с помощью которого пассажир может узнать подробную информацию о деятельности перевозчика и расписании движения, воспользоваться аудиогидами по маршрутам следования, посмотреть фильмы, послушать музыку и аудиокниги, а также ознакомиться с электронными версиями популярных печатных изданий.

В I квартале нынешнего года услугой беспроводного доступа к сети Интернет будут оборудованы ещё четыре электропоезда «Ласточка» – тогда Wi-Fi заработает во всех наших «Ласточках».

– Что делает СЗППК для повышения спроса на её услуги?

– В компании разработан целый комплекс мероприятий, направленных на повышение качества перевозки. Мы стремимся к тому, чтобы пассажир мог приобрести билет по доступной цене, в том числе с использованием современных технологий, а затем чётко по графику и с комфортом прибыл к месту назначения.

Дополнительно для точечного стимулирования спроса, повышения лояльности пассажиров проводим различные маркетинговые акции, например акции по стимулированию здорового образа жизни «С велосипедом по жизни», «На работу на велосипеде», «Всемирный день без автомобиля», «Зимний бонус».
Пассажирам доступна и очень широкая линейка абонементных билетов, в зависимости от направления, срока действия и цели поездки. Абонементные билеты являются не чем иным, как системой скидок при оплате проезда.

Этим, помимо удобства и отсутствия необходимости ежедневного обращения в кассу, обусловлен рост популярности их использования. Более 256 тыс. абонементных билетов оформили пассажиры в 2018 году, что на 2% превысило показатели аналогичного периода 2017 года. Выбирая удобный для себя вид абонемента, пассажир может сэкономить до 30% стоимости по отношению к разовой поездке.

С прошлого года школьники Санкт-Петербурга могут оформить абонементный проездной документ «Ежедневно» (сроком действия 1 месяц) с оплатой 50% от полной стоимости соответствующего абонемента. Таким образом, на сегодняшний день эта услуга доступна и студентам, и школьникам.

Уже больше года пассажиры могут использовать карту «Подорожник» при оплате проезда в пригородном железнодорожном транспорте. Популярность этого способа оформления проездных документов постоянно растёт, особенно в будние дни. Если в первый месяц запуска услуги по карте среднесуточно оформлялось 112 билетов, то в январе 2019 года уже 817, а в отдельные дни среднесуточное количество билетов достигало 1406. Всего с момента запуска по карте «Подорожник» было оформлено более 192 тыс. билетов.

– Как СЗППК развивает железнодорожный туризм?

– Развитие туристического направления – одна из важных задач. Мы хотим показать, что путешествовать пригородными поездами комфортно, удобно и безопасно.

В ушедшем году были разработаны дополнительно четыре новых аудиогида по самым популярным пригородам Санкт-Петербурга. Теперь их, объединённых общим названием «Экспресс в историю», в компании восемь. Аудиогиды доступны пассажирам поездов, отправляющихся с Финляндского вокзала до Выборга, Сестрорецка, Белоострова, Невской Дубровки, с Балтийского вокзала до Ораниенбаума, Гатчины и Луги, с Витебского вокзала до Павловска и с Московского вокзала до Великого Новгорода. Контент просмотрели и прослушали почти 135 тыс. пользователей.

Дополнительно в 2018 году разработали путеводитель «Новые впечатления от знакомых маршрутов» – это гид по самым популярным окрестностям Санкт-Петербурга, куда можно отправиться на пригородном поезде. Он занял второе место в номинации «Лучший туристический путеводитель» на церемонии вручения Всероссийской туристической премии «Маршрут года». Всего в рамках данной номинации было представлено 12 проектов из различных регионов РФ.

Кроме того, совместно с Гильдией экскурсоводов Выборга мы развиваем экскурсии в «туристическом вагоне» электропоезда «Ласточка» сообщением Санкт-Петербург – Выборг.

И, как я уже упомянул ранее, благодаря совместной работе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, Октябрьской железной дороги и Северо-Западной пригородной пассажирской компании в текущем зимнем сезоне любители зимних катаний могут добраться на пригородных поездах до горнолыжного парка «Любогорье».

Маршрут курсирует по выходным дням до конца марта и позволяет утром добраться от Великого Новгорода до клуба отдыха «Любогорье» и вечером в тот же день или на следующий вернуться обратно. График движения пригородных поездов обеспечивает оптимальное время пребывания на территории курорта. А используя специальный единый билет выходного дня «Любогорье», пассажиры смогут сэкономить до 30% от стоимости разовых билетов.

– Что делает СЗППК в части развития мультимодальных маршрутов?

– На финляндском направлении ОЖД пассажиры могут воспользоваться абонементом «#нампопути». Он действителен в автобусах ООО «Виплайн», следующих по 12 регулярным маршрутам в городе Выборге, во всех пригородных поездах, курсирующих между Санкт-Петербургом и Выборгом, между Выборгом и станцией Удельная.

С 15 ноября был запущен мультимодальный маршрут на участке Санкт-Петербург – Сертолово. Жители города Сертолово могут в запланированное время добраться до центра Санкт-Петербурга, совершив пересадку с автобуса на электропоезд на станции Песочная. Расписание автобусов согласовано с расписанием движения электропоездов по прибытию и отправлению.

В I квартале 2019 года планируется тестирование единого электронного билета на все виды транспорта, включая пригородный железнодорожный. Его действие распространится на все направления 30-километровой зоны, отходящей от головных железнодорожных вокзалов на территории Санкт-Петербурга. Появится возможность расширения мультимодальных перевозок, поскольку в зону действия попадают практически все города-спутники.

МНЕНИЯ
ЗА РУБЕЖОМ