Если платформу мультимодальных перевозок сделает РЖД, то мы сформируем потребительский рынок, — Кирилл Семион

14 января 2019 14:01

О вкладе ОАО «РЖД» в цифровизацию транспорта, привлекательности IT-продуктов холдинга и результатах форума «PRO//Движение.1520» в направлении совместного развития цифровых технологий рассказал начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион. Интервью публикует издание «Гудок».

– В свете реализации национальной программы «Цифровая экономика» и программы «Цифровая железная дорога» Департамент информатизации предстаёт своего рода локомотивом в процессе внедрения новых продуктов и решений в отрасли. Как вы воспринимаете эту роль и что изменилось в работе департамента за последние два года?

– В целом в компании работа по применению новых современных технологий стала отдельным направлением. Если раньше развитие в области информационных технологий шло экстенсивным путём – появлялся новый функционал, заказывали новые продукты, шло развитие существующих сервисов и программ и, как следствие, происходило расширение инфраструктуры, – то сейчас запросы функциональных заказчиков мы стараемся отработать с применением новых технологий, используя преимущественно отечественное программное обеспечение (там, где таковое существует) и платформенные решения. То есть мы не работаем просто на развитие существующего багажа. Применение новых цифровых технологий не просто обеспечивает бизнес-процесс, а позволяет придать ему новое качество. Эти возможности мы стараемся использовать. Сразу скажу – не всё получается, сложившиеся подходы и привычки менять непросто. Но это принципиальные изменения.

При этом наш департамент действительно воспринимается как локомотив цифровой трансформации. Поясню этот термин. Цифровая трансформация – она про внедрение цифровых технологий, но далеко не только про это. Она предполагает прежде всего изменения в корпоративной культуре компании, когда подход к информационным технологиям «у всех есть – пусть и у нас будет» меняется на «с цифрой я действительно могу делать свою работу иначе – лучше, быстрее, дешевле».

– Так почему же Департамент информатизации воспринимается как движущая сила цифровой трансформации?

– Это связано с тем, что мы используем технологии, которые могут принести в компанию новые выгоды, обеспечить развитие традиционных бизнес-процессов. У нас есть понимание, как эти технологии могут и должны работать, и мы готовы обсуждать с функциональными заказчиками, где они могут быть применены. Это не значит, что мы знаем бизнес функциональных подразделений лучше, чем они. Нет, мы просто стараемся помочь им не пропустить возможности, которые есть. В настоящий момент нас уже воспринимают не как обслуживающую структуру, а как полноценное производственное подразделение компании.

– Какова роль ОАО «РЖД» в процессе цифровизации всей транспортной отрасли?

– «Российские железные дороги» – это одна из самых технологичных компаний в стране. И цифровые технологии в ОАО «РЖД» развивались давно, планомерно и достаточно успешно. Мы постоянно сталкиваемся с такой оценкой на международных конференциях и на форумах.

Этот вопрос возвращает нас к форуму «PRO//Движение.1520». На мой взгляд, прошедший в Сочи форум обеспечил прорыв в этом направлении. Об этом можно судить по отзывам и по количеству встреч, которые наши зарубежные коллеги запросили, в том числе по информационным технологиям. Так что мы серьёзно продвинулись в этом направлении.

Лидерство действительно важно сохранить. Информацией, которой обладают «Российские железные дороги», мало кто обладает в мире. Чем дальше, тем её больше. Она с каждым днём растёт и множится. Мы не просто должны её всё быстрее и быстрее обрабатывать, но максимально быстро анализировать и формировать сценарии и решения на этой основе. В противном случае рано или поздно мы столкнёмся с ситуацией, когда технологические лимиты сети, бизнеса уже исчерпаны и дальше без внедрения цифровых инструментов мы не сможем выйти за эти рамки.

– Участники рынка признают целесообразность создания единых цифровых платформ как в грузовых, так и в пассажирских перевозках. Могут ли сервисы ОАО «РЖД», например, как ЭТП «Грузовые перевозки» и «Инновационная мобильность», стать такими едиными платформами? И как добиться того, чтобы операторы и логистические компании выбрали именно IT-продукты холдинга?

– Нужно делать платформы более привлекательными, чтобы у операторов и логистических компаний возникла бизнес-целесообразность для подключения к площадке ЭТП «Грузовые перевозки». Наша работа в этом направлении даёт свои результаты. Создавая платформы, в том числе «Инновационная мобильность» и ЭТП ГП, мы строили их по двухуровневому принципу: есть достаточно универсальная платформа и есть сервисы на её базе, которые могут быть построены как нами, так и любым рыночным игроком. Они созданы, чтобы участники рынка экономили время.

Конечно, можно сделать аналогичный сервис. Вы можете инвестировать в разработку собственных платформ, но вы потеряете время. Гораздо эффективнее взять готовую платформу и строить на ней свои бизнесы. Наши платформы к этому готовы. По ним есть планы развития сервисов, которые на них будут строиться. Мы можем предложить нашим партнёрам как готовые платформы, так и присоединение к этим сервисам. В данном случае речь не только о технологическом лидерстве. Наши платформы открыты к интеграции и взаимодействию с другими игроками рынка в интересах всей транспортной отрасли страны, в интересах пассажиров и грузоотправителей.

– Между цифровыми продуктами различных компаний, работающих в других транспортных сегментах, продолжается конкуренция или вместо неё наступила эпоха координации и взаимодействия?

– С моей точки зрения, эпоха, когда совместная работа предпочтительнее конкуренции между цифровыми продуктами, уже наступила. Уровень развития у всех разный и развивались все в разных направлениях. Всё чаще на дискуссионных площадках участники приходят к тому, что целесообразнее координироваться и взаимодействовать друг с другом, строить общие сервисы, которые позволяют каждому комфортно себя чувствовать на рынке. Особенно много таких дискуссий на базе Министерства транспорта и других федеральных органов власти. Здесь встречаются два подхода. С одной стороны, государство заинтересовано в развитии, обусловленном конкуренцией, при этом не допуская «внутреннего каннибализма»; с другой стороны, каждый из крупных игроков со своими цифровыми решениями заинтересован в максимально широком проникновении.

Если платформу мультимодальных перевозок сделает ОАО «РЖД», то она позволит развиваться и железнодорожным перевозчикам, и автомобильным, и авиакомпаниям. Мы, по сути, сформируем потребительский рынок. Естественно, на этой платформе перевозчикам целесообразно сотрудничать друг с другом. В настоящий момент как грузовые, так и пассажирские перевозки становятся максимально интермодальными и мультимодальными. IT-решения позволяют объединить сервисы и дают возможность всем участникам этого процесса бесшовно взаимодействовать друг с другом.

– Вы уже упомянули о своём участии в первом международном транспортно-логистическом форуме «PRO//Движение.1520». Какое впечатление у вас осталось от форума? Может быть, на его площадке обсуждались какие-то масштабные проекты будущего?

– По итогам форума мы встречались с представителями «Железных дорог Финляндии» – VR Group. Они заинтересованы в интеграции наших билетных систем, в том, чтобы финские пассажиры могли организовать поездку не только на поездах «Аллегро» и «Лев Толстой», а по всей России. Также российские пассажиры могли бы упростить оформление поездки в Финляндию и в Европу. Это будет первый подобный опыт. Сейчас продолжается проработка протокола, который обеспечит такую услугу. Вероятно, пассажирам она будет предоставлена в 2019 году.

Финские коллеги заинтересованы и в нашей электронной торговой площадке «Грузовые перевозки». Они готовы развернуть у себя этот продукт с небольшими доработками и организовать интеграцию между двумя торговыми площадками. В итоге мы расширим возможность для мультимодальных и интермодальных перевозок. Это задача на 2019 год.

Также на наши IT-решения обратила внимание Латвия. Их интересует стратегическое планирование развития информационных технологий и применение решений российских железных дорог на латвийских.
И таких примеров неимоверное количество.

– На сети ОАО «РЖД» внедряется «Сервисный портал работника». Когда доступ к нему получат все сотрудники?

– В настоящий момент портал работает для широкой пилотной аудитории – у него 10 тыс. пользователей. Тестирование позволяет нам делать доработки, добавлять функционал. Уже реализованы «Мой доход» и «Экспертные компетенции». До конца года станут доступны разделы «Наставничество», «Кадровый резерв». Произойдёт интеграция с информационной системой по льготам. Уже успешно прошёл и будет развиваться пилотный проект электронного документооборота с Министерством труда. Он включает в себя ознакомление и подписание приказов о командировках, уведомления об отпуске, базу локальных нормативных актов. Минтруд получает от нас всю эту информацию.

Доступ для всех пользователей ОАО «РЖД» будет реализован до конца года. Все 755 тыс. сотрудников компании, получив пароли, смогут зайти на портал через мобильное приложение или веб-интерфейс. С кадровой службой процедура подключения сотрудников к системе уже согласована, прописан регламент. Люди получат необходимые инструкции в кадровом подразделении той структуры, в которой они работают. Сейчас заканчивается формирование call-центра. «Сервисный портал работника» – одно из уникальных решений в стране. Так как в системе будут сотни тысяч пользователей, ожидается большое количество уточняющих вопросов по работе с ней.

– Как вы оцениваете нынешнее состояние удобства использования портала?

– Мне со своей позиции сложно это оценивать, потому что я принимал участие в формировании интерфейсов. Там всё достаточно удобно, чтобы быстро и эффективно работать. На пилотном этапе было реализовано большое количество задач на основе отзывов. И надо отдать должное нашим коллегам из кадровой службы ОАО «РЖД»: множество новшеств появилось по инициативе функционального заказчика раньше, чем по инициативе пользователей. Иначе мы и не выходили бы на большое число сотрудников. Call-центр – это подстраховка. Мы же не можем бросить людей: вот вам ссылка, дальше разбирайтесь сами.

– С каких устройств пользователи могут заходить в личный кабинет?

– С личных мобильных устройств, через браузер с любого компьютера, не только рабочего. В этом вся суть. Все необходимые средства информационной безопасности уже обеспечены. Сейчас портал вводится в промышленную эксплуатацию, чтобы обеспечить свободный доступ для всех сотрудников.

– Холдинг «РЖД» активно участвует в унификации системы электронного документооборота для международных грузовых перевозок. Какие наиболее важные задачи стоят перед участниками рынка перевозок?

– Работа в части электронного документооборота и взаимодействия, особенно трансграничного, требует решения двух проблем. С одной стороны – регламентных, законодательных, то есть всего, что касается юридически корректного оформления. С другой – нужно обеспечить технологическое оформление. Это понятные задачи, они решаются, но, возможно, не самым быстрым образом. Мы договариваемся о едином стандарте электронной накладной, а технологическую часть каждый участник реализует сам. Уровень технической оснащённости у всех разный, поэтому сроки у каждого свои. Ожидается, что в 2019 году электронная накладная (ЭТРАН) полностью будет введена.

У всех участников процесса есть желание перейти на эту технологию. В частности, Белоруссия, Казахстан и Китай заинтересованы сделать это максимально быстро. Мы ожидаем, что технические спецификации будут окончательно одобрены. Это позволит нам начать перевозки по унифицированным накладным в 2019 году, сократить сроки прохождения трансграничных переходов, сделает транснациональные перевозки по железной дороге ещё более привлекательными. Как следствие, мы ожидаем, что и объёмы перевозок будут возрастать.

– ОАО «РЖД» внедряет технологии распределённого хранения данных – блокчейн. Каковы итоги проектов? Просматривается ли возможность удешевления перевозки?

– Есть два больших направления, по которым мы движемся с использованием технологии распределённых реестров. Первый связан с контролем жизненного цикла деталей грузовых вагонов. В этом году была реализована демоверсия проекта с собственниками колёсных пар на базе Октябрьской железной дороги, ведутся работы по реализации комплексного проекта. Он позволил сократить в пять раз сроки ремонтов вагонов в части колёсных пар. В I квартале 2019 года он будет тиражирован на весь спектр запчастей, используемых при ремонтах вагонов. Более того, все производители и ремонтные организации поддерживают это начинание и ждут, когда мы сделаем это решение максимально широким. Для нас это означает сокращение сроков ремонтов, для них – повышение внутренней эффективности, потому что это сильно оптимизирует логистику. Она становится виртуальной. Один производитель позволяет другому взять свои запчасти и поставить на вагон, производя взаимозачёты. У них возникает виртуальная логистическая цепочка, что позволяет повышать эффективность. Помимо этого решается задача исключения контрафактной продукции, что, безусловно, влияет на безопасность движения поездов.

Второе направление использования технологии распределённых реестров – это прямое взаимодействие при перевозке грузов, которое включает в себя грузоотправителей, грузополучателей, перевозчика – ОАО «РЖД», порт, налоговую и таможенные службы. Там есть ещё масса юридических аспектов, связанных с задачей упрощения производственной цепочки, с тем, чтобы сделать её прозрачной. Под прозрачностью мы понимаем абсолютную информированность всех участников процесса о том, в какой стадии находится конкретная грузоперевозка. С другой стороны, нужна абсолютная согласованность. У нас принцип распределённого реестра предусматривает не только формирование производственного процесса, видимого всем, но и реализацию принципов консенсуса. Процесс проходит при полном согласии всех сторон. Реализовать этот проект мы планируем на базе Октябрьской дороги совместно с Санкт-Петербургским морским портом. Хотим запустить всю цепочку перевозок во II квартале 2019 года.

– Какие стандарты связи Департамент информатизации рассматривает в качестве перспективных?

– Что наиболее экономически эффективно, то и будет развиваться. Под экономической эффективностью мы подразумеваем и стоимость проекта, и стоимость владения.
В сентябре решением государства российским железным дорогам выделен диапазон частот в сегменте LTE. В рамках реализации проекта «Цифровая железная дорога» предполагается использование стандарта LTE, выделенного частотного диапазона, для построения цифровых технологических сетей радиосвязи перспективных стандартов и радиотехнологий на крупных станциях и узлах при организации автоматизации технологических процессов, реализации проектов автоведения и интервального регулирования, передачи данных систем мониторинга и диагностики, в том числе с подвижных объектов видеоконтроля.

Использование широкополосной радиосвязи стандарта LTE позволит организовать передачу данных с использованием систем шифрования и криптозащиты для передачи ответственных команд, что является обязательным при внедрении цифровых технологий управления объектами. Фактически, используя технологии широкополосного доступа, мы получаем уникальную возможность трансформации технологических процессов, исключающей звено ввода первичной информации, обеспечивающей возможность передачи реальной информации с объектов инфраструктуры и подвижного состава в режиме онлайн.

При этом будут использоваться и сервисы операторов публичных сотовых сетей, и адаптированый отечественными разработчиками международный стандарт радиосвязи DMR, и ряд других технологий и стандартов. Но ещё раз подчеркну: крайне важна не столько экономическая эффективность принимаемых технических решений, сколько эффективность изменения «цифровизуемых» комплексных технологических процессов, обеспечивающих безбарьерную реализацию основной услуги компании – перевозки грузов и пассажиров.

– В мобильном приложении «РЖД Пассажирам» в 2018 году стала доступна возможность покупки билетов на электрички. Что будет с мобильными приложениями пригородных пассажирских компаний после такой интеграции?

– Действительно, в приложении «РЖД Пассажирам» уже скоро можно будет купить билет на любой пригородный поезд. Значит ли это, что пригородные компании должны закрыть свои мобильные приложения? На данный момент цели загнать всех в мобильное приложение «РЖД Пассажирам» нет. Мы считаем, что если у пригородной компании приложение работает качественно, если пассажирам удобно им пользоваться и это экономически целесообразно, то и выводить его из эксплуатации мы пока не будем. Но если через приложение идёт маленький поток транзакций и его сопровождение дорого обходится компании, если дизайн, функционал и безопасность не соответствуют современным нормам – в таких случаях старое приложение будет закрываться.

– В апреле 2017 года ОАО «РЖД» анонсировало применение технологии информационного моделирования (Building Information Modeling) при разработке и строительстве ВСМ Москва – Казань, модернизации Московского железнодорожного узла и реконструкции вокзалов. Что сделано за это время? Где началось внедрение технологии?

– Технология BIM может быть применена в рамках всего строительного блока «Российских железных дорог». Принято решение, что вся новая стройка в ОАО «РЖД» будет производиться с использованием этой технологии. Существует поручение генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» о создании рабочей группы и внедрении этой технологии на различных типах объектов железнодорожной инфраструктуры, как линейных, так и площадных. Это позволит нам обкатать технологию и создать задел для последующего тиражирования по сети и охвата всего жизненного цикла объектов инфраструктуры, не только этапов проектирования и строительства.

-Технологий много, планы серьёзные, фронт работ по цифровизации в 2019 году обеспечен, — подытожил руководитель.

МНЕНИЯ
ЗА РУБЕЖОМ